Вера Мишунина
Игра как средство эколого-эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Сухомлинский В. А.
Актуальность
Экологическое воспитание — это часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.
Публикация «Игра как средство эколого-эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если малыш ежедневно видит примеры внимательного отношения со стороны взрослых, воспитателей и родителей. Усвоение нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой. Поэтому при воспитании экологической культуры особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов. Почему именно игра?
Игра — ведущий вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка:
на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру, как средство ознакомления с окружающим миром,
с природой, он имеет возможность направить внимание воспитанников на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.
И вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру,
в процессе игры, формирует умение распоряжаться полученными знаниями в различных условиях.
Игры придают деятельности эмоциональную окраску, делают ее живой, а следовательно, и более интересной.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
ролевые экологические игры (творческие);
имитационные экологические игры;
соревновательные экологические игры;
игры – путешествия;
дидактические игры;
игры с природным материалом.
Ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни - посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с фермой, экскурсия в лес, в зоопарк,
на конюшню, сельскохозяйственную выставку (или рассказать о ней, демонстрируя рассказ иллюстрациями) и т. д.
Имитационные игры основаны на моделировании экологической деятельности.
Так, игра «Экосистема водоём» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).
Например: высохнут речки, моря – погибнет рыба; если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные;
не будет насекомых, то погибнут птицы.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее. Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания, логически мыслят, быстро принимают решения.
А также и выполняют практическую деятельность.
Например, дети отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают ответы, решают проблемные задачи, поют, танцуют, выполняют трудовую деятельность. На протяжении всей игры наблюдается активная работа детей, где они помогают друг другу, а главное – это учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы.
Игры-путешествия широко применяются в практике. В них дети с помощью попадают на Северный полюс,
на дно океана или моря, в космос или на солнечную планету и так далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию : не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных, растения, места их обитания и все природные богатства.
Дидактические игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические.
Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).
Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.
Игры с природным материалом очень нравятся детям, напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
В процессе игровой деятельности у детей формируется умение осознать себя частью мира, углубляются представления об объектах и явлениях неживой природы, как факторах экологического благополучия, обобщаются знания природоохранного характера, основы планетарного экологического сознания, понятие о том, что мы живём на планете Земля, и у всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они бы не жили, одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, а уметь заботиться, оберегать и поддерживать.
Давайте помнить о том, что на планете каждый из нас оставляет свой след…