Надежда Василишина
Игра как средство развития представлений о количестве у детей 4-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство развития представлений о количестве у детей 4-го года жизни
Формирование математических представлений является важным компонентом интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Особое значение в формировании у детей математических способностей имеет развитие представлений о количестве.
Публикация «Игра как средство развития представлений о количестве у детей 4-го года жизни» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Изучением вопроса развития у детей представлений о количестве занимались как педагоги, так и психологи: Л. С. Выготский [4], Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, Е. В. Сербина, Б. Спиридонова, К. Ф. Лебединцев], В. В. Данилова, Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др. Их исследования доказывают, что возникающие у детей в практической деятельности первичные количественные обобщения составляют основу математических способностей, а в дальнейшем играют первостепенную роль в процессе овладения числом и счетом в дошкольном возрасте. В настоящее время существует несколько взглядов на процесс развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Исследователи одного из направлений считают, что представление о количестве у детей формируется в ходе практических операций с дискретными совокупностями. Многократное сравнение и уравнивание групп предметов способствует развитию понимания количественных отношений, что является основой понятия о числе (В. В. Данилова, А. М. Леушина и др.).
Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, т. е. приобрести элементарную прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Еще одна точка зрения на процесс формирования количественных представлений высказана такими исследователями как: Д. Альтхауз, Р. Грин, Э. Дум, Ж. Пиаже и др. По их мнению, дочисловой период характеризуется накоплением детьми перцептивных представлений о количестве различных предметов. Это происходит в процессе манипулирования, восприятия, сравнения как дискретных, так и непрерывных множеств. Хотя большая роль на ранних этапах, по мнению Ж. Пиаже, придается действиям с дискретными множествами. При этом нельзя упускать из вида основополагающий для становления числовых представлений момент : прежде чем ребенок начинает оперировать ими, у него необходимо сформировать представления о количественных отношениях, учить не называнию числительных по порядку, а сравнению совокупностей.
Количество является такой же перцептивной категорией, как и величина, форма и имеет свой эталон – число. Образ числа у детей формируется постепенно, становясь внутренним средством узнавания количества.
«Образ числа» является промежуточным звеном между диффузными чувственными количественными впечатлениями ребенка и абстрактным понятием числа. Он включает в себя обобщение разнообразного опыта количественных ощущений.
Восприятие звуков, движений, предметов и др. создает у ребенка «внутреннее образование», которое В. Лай называл «создание единства во множестве».
Все вышеизложенные подходы лежат в основе разработок методики формирования количественных представлений у детей в дочисловой период.
Особое значение в разработке проблемы формирования представлений о количестве имеют научные труды А. М. Леушиной. Вопросы развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста разрабатывались ею, начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование. Были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.
В. В. Данилова в своих исследованиях раскрыла психологический механизм понимания количественных отношений совокупностей и методику формирования представлений о количестве у детей раннего возраста.
При этом многие ученые и практики подчеркивали значимость игры для развития количественных представлений у дошкольников (В. В. Данилова, А. М. Леушина, В. П. Новикова, Р. П. Чуднова и др.). Однако четкой системы применения игр для этой цели не создано, не определены виды игр, которые бы способствовали успешному формированию знаний и умений, недостаточно изучены возможности дидактических игр и упражнений в развитии представлений о количестве у детей младшего дошкольного возраста.
Количественные представления имеют большое значение для освоения дошкольниками таких понятий как число, счет, измерение.
Исходя из этого, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о количестве посредством игры у детей 4-го года жизни.
Основываясь на положениях, выявленных в ходе теоретического анализа, нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что игра будет являться эффективным средством развития представлений о количестве у детей младшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях:
- подборе игр, которые соответствуют возрастным психологическим особенностям детей;
- разработке методики проведения игр, обеспечивающей интерес детей к освоению количественных представлений;
- определении последовательности усложнения математического содержания игр.
В ходе экспериментальной работы выявился уровень представлений о количестве у детей 4-го года жизни.
Анализ результатов обследования помог выявить особенности количественного представления у детей 4-го года жизни :
- у детей имеется первоначальный опыт глобального различия разного количества предметов : один и много предметов;
- младшие дошкольники испытывают трудности при сравнении 2 групп предметов, т. к. недостаточно владеют специальными приемами поэлементного сравнения;
- трудным для детей является определение словом соответствующего количества предметов и результатов сравнения двух групп предметов.
Передо мной стояла задача проверить предполагаемую гипотезу обследования.
Одним из педагогических условий был подбор игр, которые соответствуют возрастным психологическим особенностям детей. Учитывая психофизические особенности младшего дошкольного возраста (чувственное познание мира, наличие наглядно-действенного мышления, непроизвольного внимания и т. д., при проведении игр и игровых упражнений использовались хорошо знакомые детям предметы и игрушки, названия которых не вызывали трудностей при произношении.
При разработке методики формирования у детей количественного представления, мы опирались на психолого-педагогические исследования, в которых особо подчеркивалось значение игр в обучении детей младшего дошкольного возраста (Л. Левинова, В. П. Новикова, В. П. Чуднова и др.). Поэтому в опытной работе используются дидактические и подвижные игры.
В соответствии с характером содержания дочисловой деятельности, связанной с усложнением приемов сравнения предметов по количеству, все игры и упражнения были разделены на 3 группы.
Первая группа игр была направлена на целостное сравнение предметов по количеству. Вторая – на овладение поэлементным сравнением предметов по количеству приемами «наложение», «приложение», «использованием фишек-заместителей. Третья – на формирование умений поэлементно сравнивать неравные группы предметов путем удаления или прибавления одного предмета.
Формирование умения различать и находить один и много предметов осуществляется постепенно.
Так в игре «Путешествие по группе» дети различали группы по их предметному содержанию в специально созданной обстановке. Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе на поезде. Дети останавливаются в разных уголках. Они с удовольствием катались на поезде и определяли, каких предметов много, а каких – один.
Совершенствование умения различать один предмет и много предметов проходило в игре «Собери букет».
В игре «Теремок» дети учились сравнивать совокупности предметов по количеству и характеризовать результат сравнения словами «много» и «один».
. На 2 этапе проходило обучение детей поэлементному сравнению предметов по количеству приемами «наложение», «приложение», «с помощью фишек-заместителей». В игре «Ёжики и грибочки» дети развивали умение поэлементно сравнивать предметы приемом наложения.
. Более сложным оказался для детей прием приложения. Им дети овладевали в игре «День рождения Мишутки». В ней они угощали гостей конфетами, следили, чтобы всем хватило тарелок, чашек, конфет. В конце игры с облегчением говорили, что всем хватило конфет, у всех по одной.
С трудом дети овладевали приемом сравнения «с помощью фишек-заместителей». Игра «Построим дом».
. На третьем этапе формирующего эксперимента в играх «Волшебный сад мишек Барни», «В цирке» мы формировали у детей умение уравнивать неравные группы предметов путем добавления одного предмете к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы, а также закрепляли умение поэлементно сравнивать предметы, пользуясь приемом приложения, используя фишки-заместители.
В игре «Щенки и гномы» дети учились уравнивать неравные группы предметов, а также упражнялись в умении пользоваться приемами наложения и приложения.
В процессе формирующего эксперимента можно было наблюдать, как дети стали проявлять больший интерес к количественной стороне окружающего мира. Например, в свободное время, во время режимных моментов дети обращали внимание на количество определенных предметов.
Подводя итоги экспериментальной работы, с целью выявления эффективности обучения, мною был проведен контрольный эксперимент. Результаты эксперимента показали существенное повышение уровня представлений о количестве у детей младшего дошкольного возраста. На контрольном этапе было выявлено, что все дети хорошо понимали понятия много и один, много и много, мало. При сравнении, каких предметов больше или меньше, дети уверенно использовали как прием «наложение», так и «приложение», а также прием «с использованием фишек - заместителей».
В результате анализа качественных и количественных данных можно сделать вывод о положительном изменении соотношения уровней овладения количественными представлениями детьми младшего дошкольного возраста в ходе экспериментальной работы.
Таким образом, в результате экспериментальной работы поставленные задачи исследования были решены и гипотеза исследования подтвердилась.