Ольга Фадеева
Хэппенинг как оптимальное средство развития творческих способностей детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Меня зовут Ольга Витальевна, работаю я воспитателем в МБДОУ «Детский сад № 3 «Умка» Киселевского ГО
Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Хеппенинг как оптимальное средство развития творческих способностей детей раннего дошкольного возраста».
Целью нашей работы в ходе мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов в развитии творческих способностей детей и применение его в практической деятельности.
Нам предстоит решить следующие задачи:
Публикация «Хэппенинг как оптимальное средство развития творческих способностей детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
1. Расширить представления педагогов о нетрадиционном методе рисования: «хэппенинг»;
2. Вызвать интерес педагогов к творчеству и дальнейшему использованию данного метода в своей работе с детьми;
Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников, куда включено и рисование.
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не следует принуждать.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, я учитываю особенности раннего возраста и то, что у малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное.
И здесь на помощь приходит современная личностно-ориентированная образовательная технология, направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка – хэпенинг.
Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг - игровая манипуляция, обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В работе со своими малышами я использую различные виды хэппенинга :
- рисование пальчиками,
- рисование кулачком,
- рисование ладошкой,
- рисование на подносе (манка, цветной песок)
- рисование тычками, ватными палочками,
- оттиск печатками,
- рисование смятой бумагой.
Воспитатель может дополнить рисунок детей необходимыми элементами (глаза, клюв, бантик, лапки, ручки, и т. п.) для создания полного образа, вызывая у детей чувства радости, удовольствия, восторга, уверенности в себе.
Теперь предлагаю попробовать данную технологию, и сделать собственные рисунки.
Сначала начнём рисовать пальцами. У вас на столах лежат силуэты разных предметов, листы бумаги. Вы можете их использовать по своему желанию.
Кончиком пальца можно рисовать точки, подушечкой пальца - лепестки, листочки, веточки, прямые и волнистые линии.
Можно рисовать пучком пальцев. Сложите пальцы в пучок, обмакните пальцы в краску и приложите к листу. Дополните изображение необходимыми элементами. Для этого можно использовать кисточки.
Уважаемые коллеги на слайде вы видите работы моих воспитанников мы украшали платья, тарелку, рисовали бусы, листья на деревьях, звёздочки на небе, снежинки)
Следующий способ рисования - рисование кулачком, закрытым, полураскрытым. Таким способом можно рисовать улитки, ракушки, розы, бананы, радугу и другое.
Выберите способ рисования кулачком, закрытым или полураскрытым, обмакните кулачок в краску. Создайте образ, дополнив нужными элементами.
Любимый способ ребят – рисование ладошкой. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
Возьмите большой лист бумаги и попробуйте рисовать ладошкой.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. У вас на подносах насыпан слой манки. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.
Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.
Мой небольшой опыт работы по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста показал, что для развития художественно-творческих способностей недостаточно традиционного подхода, а требуется использование и нетрадиционных методов и приемов.
Я разработала циклограмму использования видов хэпенинга и подобрала примерную тематику, что позволяет систематически развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги, зрительное, эстетическое восприятие, внимание и усидчивость, изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
А сейчас я хочу, что бы вы дали свою оценку мастер-классу. Я предлагаю вам отправить телеграмму, подумав над вопросами: Чем был полезен для вас мастер-класс? Что вам понравилось? Что будете использовать в своей работе? Что могли бы предложить вы? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Спасибо.