Кондрашева Юлия Викторовна
Художественно-эстетическое воспитание в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественное воспитание должно начинаться
с первых лет жизни ребенка, чтобы с самого раннего
детства он ощущал необходимость в прекрасном, в
творчестве».
На современном этапе развития российского государства, на фоне активных экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание в летний период» размещена в разделах
В дошкольной педагогике в последнее время возросло внимание к вопросам теории и практики нравственно-эстетического воспитания. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно-эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.
Прививая детям чувство прекрасного во время экскурсий в природу, наблюдений, формируя у них нравственные представления, необходимо стремиться сформировать у ребенка свое отношение к тому или иному явлению действительности. Именно формирование своего отношения к тому или иному объекту, явлению и отображению его в различных видах изобразительной деятельности (рисование, лепке, аппликации) объединяет художественное и эстетическое воспитание.
Художественно - эстетическое воспитание в летний период предусматривает приобщение ребенка к миру природы различными видами искусства, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность,что способствует воспитанию у детей глубоких человеческих эмоций и чувств.
Задачи художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания предполагает включение ребё нка в различные виды деятельности: художественно-речевую, музыкальную, изобразительную, игровую, трудовую и оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
-Максимальный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
-Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
-Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
-Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности.
-Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОУ.
-Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
-Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям художественно-эстетического воспитания.
-Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй. Неоценимое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное.
Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.
Необходимым условием для формирования художественного творчества у детей дошкольного возраста является широкое включение разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей.
Для возникновения и формирования творческого воображения в изобразительной деятельности необходимо вызывать и закреплять у детей эмоционально-положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной художественной деятельности и процессу ее осуществления. Создание художественно-эстетической среды в детском учреждении. При этом в оформлении помещений активное участие должны принимать сами дети, которые вместе с педагогами украшают зал для проведения праздников, досугов, народных обрядовых действий, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок; использование в оформлении детского сада рисунков, поделок, как выполненных детьми индивидуально, так и коллективных композиций; систематическая организация выставок детского творчества.
Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения – все это сопутствует развитию творческого воображения в изобразительной деятельности; наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умениями создавать прекрасное своими руками, объединяет всех общими переживаниями творческого свершения.
Все средства следует использовать в работе с детьми в ДОУ во взаимосвязи, привлекать родителей, школу и др. организации.
Творчеству детей надо учить (тонко, ненавязчиво, всё должно вызывать положительный отклик, так считают многие учёные (в частности американский учёный Э. Эйснер). Главная задача ДОУ – научить творчеству детей в дошкольном детстве, а наиболее благоприятные условия – летний период.