Наталья Галанцева
«Художественно-творческая деятельность» (синтез искусств) «Зима-Чародейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1) создать условия для:
- развития у детей представлений о зиме как волшебном времени года;
2) создать условия для приобретения опыта:
- рассматривания пейзажных картин И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж» и А. А. Рылова «Трактор на лесных работах»,
- развития умения правильно воспринимать, чувствовать настроение картин и передавать его в высказываниях, понимать смысл образных выражений;
- развития умения подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам, высказывать свое отношение к картинам;
- в понимании художественного образа «Зима Чародейка»;
Публикация «„Художественно-творческая деятельность“ (синтез искусств) „Зима-Чародейка“» размещена в разделах
- выражения детьми своих мыслей;
- развития умения работать в подгруппах;
3) создать условия для воспитания эстетического восприятия художественного мира, чувства прекрасного к красоте зимнего пейзажа.
Обогащение и активизация словаря:
Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей
Репродукции картин:
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», А. А. Рылов «Трактор на лесных работах», А. Саврасов «Зима». Аудиозапись музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Зимние грезы», «На тройке», А. Вивальди «Зима», Свиридов «Метель» (вальс).
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, компьютер, султанчики (белые и серебристые).
Предварительная работа:
Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима). Поговорим об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).
- Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?
II. Основная часть
1. Беседа «Какая бывает зима?»
- Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?
Ответы детей:
Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
- Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
(Педагог предлагает детям сесть на коврик и поговорить, садится сама).
- У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.
Ответы детей:
Декабрь, январь, февраль.
- Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».
2. Игра «Зимние приметы»
Воспитатель:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …
Дети:
Значит, ясно будет днем.
Воспитатель:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …
Дети:
Жди метели.
Воспитатель:
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …
Дети:
Ждите потепления.
Воспитатель:
Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …
Дети:
Будет ясно и морозно.
Воспитатель:
А вы знаете пословицы о зиме?
Дети:
(по очереди)
Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.
- Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.
(Дети вместе с воспитателем подходят к картинам и рассматривают их под музыку П. И. Чайковского «Зимние грезы»).
- Ребята, все эти картины вам уже знакомы? Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)
- Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)
- Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения).
- Действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.
3. Работа в подгруппах
Рассматривание репродукций И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж», А. А. Рылова «Трактор на лесных работах», Алексея Саврасова «Зима» по плану:
- Какое настроение вызывает у вас картина?
- Какие краски использовал художник для передачи образа зимы?
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
Дети в подгруппах рассматривают репродукции и составляют рассказ по плану
- Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.
(Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).
4. Физкультминутка «Снег–снежок»
Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег–снежок,
Снег–снежок
Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)
Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке. (Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)
Мы налепим снежков
Вместе поиграем («Лепят снежки»)
И друг в друга снежки
Весело бросаем («Бросают снежки»)
Но тепло во дворе (Хлопают в ладоши)
Не замерзли ушки (Потирают ладонями уши)
Накатаем мы снег (Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).
В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).
(Дети садятся на стульчики).
5. Слушание музыкальных произведений
- Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и музыке. Прослушайте фрагмент музыкального произведения («На тройке» П. И. Чайковский).
- Это произведение называется «На тройке». Сочинил его П. И. Чайковский.
- Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы: падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.) Какая музыка по характеру? (просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная).
Наша зима у художников, музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.
- Вот как она звучит у А. С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная.
Чтение стихотворения «Зимнее утро»
- Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег легкий пушистый, очень скользкий, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой!
- В стихах всегда передается настроение человека, и тот, кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и ленивой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.
- А другой поэт, Сергей Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки: «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на лугу…»
И на эти стихи написана музыка. Послушайте песню «Пороша», композитор Г. Струве
- А композитор З. Роот написал музыку к стихотворению С. Есенина «Береза»
- Ребята, Зима – Волшебница! Зима Чародейка! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах.
- Можем ли мы с вами передать в движении танца образ снега. А теперь я вам предлагаю создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.
(Детям раздают султанчики и «дождик», дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты. Воспитатель хвалит их, восторгается.
III. Заключительная часть
- Ребята, хорошо, что пришла зима?
- Сколько прекрасных моментов у нас будет еще зимой и один из них совсем скоро. Какой? (Встреча Нового года.)
- Вспомним песню о снежинке. (аудиозапись песни, произвольное танцевание)