Марина Цыбина Казакова
Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание занимает сегодня все более значительное место в процессе формирования личности: современный человек чаще общается с искусством, эстетическими сторонами жизни (труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа). Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. Эстетические явления становятся реальными факторами общественно полезной деятельности, определяющими отношение человека к действительности. Все это требует четкого определения сущности эстетического воспитания учащихся, его основных задач и направленности [4, с. 7].
Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания» размещена в разделах
С древнейших времен философы и педагоги, рассматривая эстетическое воспитание в процессе развития способности человека понимать и чувствовать «прекрасное», считали его важнейшим и необходимым элементом развития всей личности. Эстетическое воспитание не только «встраивает» индивида в культуру человечества, но и направляет его развитие, охватывая как духовный мир личности, так и его практическую деятельность [2, с. 11].
Важным является утверждение И. Ф. Харламова о том, что сущность эстетического воспитания заключается «в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства» [167, с. 395]. Таким образом, эстетическое воспитание ребенка – сложное, многосоставное явление, неотделимой частью которого является творчество.
Основополагающим для нас является мнение Б. М. Теплова о том, что «всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая не может без нее осуществляться. Следовательно, и те способности, которые необходимы для занятия искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Можно даже сказать сильнее: эти способности создаются художественной деятельностью» [1, с. 4].
По нашему мнению, в основе детского творчества лежит изначальное стремление ребенка к деятельности. Говоря о первичности всякой деятельности для личности ребенка можно говорить о ней (деятельности, как о творческой. Поэтому справедливым является вывод П. П. Блонского о том, что ребенок «творец…эстетических ценностей» [1, с. 101], следовательно, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества.
По мнению Н. А. Ветлугиной, деятельность ребенка называется художественной, если она связана с различными видами искусства, облеченными в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности. В художественной практике присутствует воспроизводящая и творческая деятельность.
Н. А. Ветлугина на основе теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем, вычленила в художественной деятельности реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов, эмоциональных переживаний и активного художественного освоения окружающего, а отсюда вытекают процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделяла следующие их особенности:
1. Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в жизни и произведениях искусства, которая выражается в эмоциональном отклике ребенка на все красивое.
2. Способность претворять элементы красивого в жизнь и быт (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявлять творческую инициативу).
3. Способность оценивать красивое в окружающем, различать содержание и средства художественной выразительности в литературной, изобразительной и театральной деятельности.
П. Ф. Каптерев считал собственно художественную деятельность учащихся наиболее эффективным фактором их эстетического развития и воспитания. По его мнению, в практике эстетического воспитания следует отдавать предпочтение деятельным средствам, поскольку они «… лучше вводят в область прекрасного, с помощью их сам воспитываемый становится «творцом красоты» [3, с. 465].
Для нас значение имеет вопрос о развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшего фактора развития художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Педагоги и психологи подчеркивают, что положительному отношению к деятельности способствует удовлетворение в данной деятельности тех или иных потребностей: интеллектуальной (приобретение знаний, умений, навыков, эта потребность особенно свойственна детям дошкольного и младшего школьного возраста, любознательность которых и стремление научиться самим что-то создавать, исполнять общеизвестны; коммуникативной (потребность содержательного общения со взрослыми и со сверстниками); потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. Все эти потребности удовлетворяются в разнообразных художественно-творческих деятельностях [1, с. 7].
Эстетическое воспитание, являясь неотъемлемой частью всестороннего воспитания, более чем другие составные части (умственное, нравственное, трудовое, физическое, основывается на всем приобретаемом ребенком опыте, аккумулирует этот опыт и придает ему новое звучание. Благодаря его специфике, заключающейся в его средствах – разных видах искусства, художественно-творческих деятельностях, которые воплощают в себе окружающую жизнь и позволяют детям доступными средствами создавать красоту вокруг себя, эстетическое воспитание способно пронизывать всю жизнь ребенка.
Список литературы
1. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. – Шуя, Шуйский пединститут, 1994. – 198 с.
2. Волчегорская, Е. С. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка / Е. С. Волчегорская // Искусство и образование № 3, 2002. С. 25-30.
3. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – 704 с.
4. Система эстетического воспитания школьников/ Под ред. С. А. Герасимова. – М. : Педагогика, 1983. – 264 с.
5. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2002. – 519 с.