Елена Бездетко
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детская литература – это один из важнейших способов, с помощью которого дети узнают друг о друге и о себе. По этому, её часто связывают с национальным строительством. Исследования американского ученого Гретхен Дейли показали, какое значение имеют детские книги, как они воспринимаются в отношении развития национальной идентичности родителями, читающими своим детям, педагогами в дошкольных учреждения, и как иллюстрированные книги могут передавать новые культурные знания читателям. Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Действительно, читая, ребенок знакомится с окру-жающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и не-удачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нор-мами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. При принятии решений о выборе книг для своих коллекций многие родители ссылаются на учебную программу в дошкольных учреждениях, а также ценят книги, которые позволяют детям понять себя и других.
Публикация «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Детская литература считается инструментом социализации. Вполне вероятно, что то, как герои-животные появляются в книгах для детей младшего возраста, может повлиять на последующее отношение детей к жизни и окружающему миру. Изучение книг в дошкольных учреждениях, приводит к тому, чтобы классифицировать книги в соответствии с форматом, жанром и темой. Персонажи-животные разделены на категории реалистичных, очеловеченных, антропоморфных и фантастических.
Наиболее часто встречающимся форматом считаются книжки с картинками (реалистическая художественная литература и научно-популярная информация). В 44,5% книг персонажи животных являются центральными в сюжете. Самыми популярными книгами считаются реалистические художественные произведения, где главными героями пред-ставлены антропоморфные или фантастические животные. Дети дошкольного возраста из малообеспеченных семей, где среди окружающего населения высок уровень неграмотности, не пользуются книгами, поэтому на детей не повлияет содержание книг с животными. Однако они видели настенные рисунки в дошкольных учреждениях, и их можно было использовать для передачи положительных аспектов взаимодействия человека и животных.
Предполагается, что книги с содержанием животных для детей дошкольного возраста следует выбирать на междисциплинарной основе, включая вклад писателей, которые могут сыграть определенную роль в передаче обоснованных этологических принципов. С этой целью даются практические рекомендации относительно стандартной системы оцен-ки тем о животных в дошкольной литературе.
Целью педагогов в дошкольном учреждении является изучение влияния програм-мы экологического образования, основанной на совместном чтении книг, на осведомлен-ность и отношение дошкольников к окружающей среде. Было проведено исследование, где использовалась экспериментальная схема с контрольной группой до и после тестирования. В ходе исследования к экспериментальной группе в течение десяти недель применялась программа экологического просвещения, основанная на рассказах. В результате исследования, когда средние баллы перед тестированием и после тестирования у детей в экспериментальной группе, которые участвовали в экологическом просвещении, сравни-вались методы обучения, была обнаружена значительная разница в пользу посттестирования. Когда сравнивались средние баллы экспериментальной и контрольной групп после тестирования, было обнаружено, что существует значительная разница в пользу экспериментальной группы. В соответствии с этими результатами можно сказать, что практика экологического образования в ходе чтения художественной литературы, основанная на рассказах, положительно влияет на художественную экологическую осведомлен-ность детей и их отношение к окружающей среде.
В одном из количественных исследований сообщается о книжных предпочтениях разнообразной группы детей дошкольного возраста из двух раз-ных дошкольных учреждений : городской стартовой школы и частно-го дошкольного учреждения. Дети участвовали в задании по выбору книг, а также задавали ряд вопросов о том, как и почему они выбрали ту или иную книгу. Были собраны ан-кеты родителей, чтобы предоставить информацию о родном языке детей, расовой или этнической принадлежности, поле, а также о книгах и средствах массовой информации. Все дети в подавляющем большинстве предпочитали художественные книги с изображением популярных телевизионных персонажей на обложке. Пол стал единственной релевантной социально-демографической характеристикой, так как девочки чаще, чем мальчики, выбирают художественную книгу с популярным медийным персонажем. В це-лом, предпочтения детей в отношении художественных книг были скорее схожими, чем разными, несмотря на разнообразие выборки. Кроме того, эти результаты расширяют понятие жанра в отношении выбора детских художественных книг.
Прогрессивные образовательные системы нашей страны получают все большее при-знание со стороны педагогов и исследователей, стремящихся получить представление о различных образовательных подходах с помощью художественной литературы, рассказы-ванием историй и воображением, и, похоже, предлагает уникальную среду, которая под-держивает активное и увлеченное участие детей в сложных обсуждениях и мероприятиях по обучению грамоте. Сейчас особое внимание уделяется изучению того, какие возможности, связанные с художественными книгами, рассказыванием историй и воображением, поддерживают и поощряют маленьких детей и их семьи, а также изучению того, как среда обучения отражает миссию школы по развитию языка и грамотности в раннем детстве.
В настоящее время чтение вслух с точки зрения типов художественных текстов, с которыми сталкиваются дети, приобретает всё большую популярность. Кроме того, изу-чаются связи между характеристиками педагогов и художественными текстами, которые они читают в своих группах. Практика показывает, что повествовательные тексты были доминирующим жанром чтения вслух; знакомство детей с алфавитными книгами, дет-скими стишками, книгами с математическими концепциями и мультикультурным контентом происходило, как правило, с наименьшим интересом; и существует мало значимых ассоциаций между количеством прочитанных книг и характеристиками педагогов.
Несколько исследований подтверждают благотворное влияние чтения художественной литературы на детей. До недавнего времени книгами, которые предпочитали чи-тать вслух дома, по уходу за детьми или в школе, были книги, относящиеся к жан-ру художественной литературы. Научно-популярные книги редко использовались просто для удовольствия и получения информации, которую они могут предоставить в качестве развлекательного материала для чтения. Однако некоторые педагоги и исследователи в последнее время начали обращать внимание на эстетические качества и неотъемлемые ценности научно-популярных книг. Они выступали за включение научно популярных и информационных сборников рассказов в занятия по чтению вслух дома и в дошкольном учреждении.
Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в наш век новых информационных технологий роль книги измени-лась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер – поэтому наша роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга даёт возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством нравственного воспитания. Она обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Литература во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Благодаря литературе ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Через неё старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красо-ты.