Получи документы

Художественная литература как средство формирования межличностных отношений

Наталья Зубова
Художественная литература как средство формирования межличностных отношений

Художественная литература как средство формирования межличностных отношений

Книги — это самые большие помощники в воспитание детей. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Публикация «Художественная литература как средство формирования межличностных отношений» размещена в разделах

Желательно чтобы у ребенка дома была библиотека в легкой доступности где вся художественная литература подобрана по возрасту ребенка: замечательные русские народные сказки, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», рассказы Л. Н. Толстого о дружбе, честности, справедливости, произведения Н. Носова, К. Чуковского, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, стихи А. Барто о доброте и взаимовыручке, рассказы В. Осеевой, сказки В. Сутеева, произведения зарубежных авторов.

Рекомендовано читать с детьми в любое свободное время. После прочтения, спросить у ребенка о его переживаниях к герою, поделиться своими мыслями о том, хочет ли он быть похожими на него. Дети на прочитанную художественную литературу реагируют очень эмоционально, будто сами стали участниками произведений, например: добродушно смеются над трусливым мальчишкой – персонажем рассказа «Живая шляпа» Н. Носова, или осуждают отрицательные поступки героев, из произведения «Косточка» Л. Толстого, «Огурцы» Н. Носова.

После прочитанного произведения вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации, зарисуйте, слепите героев из прочитанных произведений.

Вместе с детьми можно создать книги с рисунками и раскрасками «Добрые поступки» и «Плохие поступки» литературных героев; книжки-малышки (загадки, пословицы и поговорки)

С помощью книг дети учатся дружно играть, договариваться, делиться; не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты используя считалки, мирилки, на примере героев делают хорошие поступки, с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам.

Именно детская литература позволяет раскрыть детям сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Художественная литература является важным средством формирования межличностных отношений у детей.

Список рекомендуемой художественной литературы по формированию межличностных отношений.

Художественная литература для детей до 3 лет

1. Александрова З. «Мой Мишка», «Топотушки»

2. Барто А. циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка – добрая душа».

3. Благинина Е. Стихи о природе, о маме, о том, как детки маме помогают.

4. Маршак С. Стихи, песни, загадки.

5. Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка)

6. Сутеев В. «Сказки и картинки»

7. Токмакова И. «Карусель».

8. Толстой Л. Басни и рассказы из «Азбуки».

9. Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».

10. Чуковский К. Сказки и стихи

Художественная литература для детей от 3 до 5 лет

1. Аким Яков Стихи для детей

2. Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»

3. Белозеров Т. Стихи

4. Берестов В. Любые произведения для детей

5. Благинина Е. Стихи для детей

6. Введенский А. «Дядя Боря говорит, что.» и другие

7. Долинина Н. «Мой капитан», «Как тесен мир», «Мы с Сережкой близнецы», «Потерялась девочка»

8. Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).

9. Ежикова З. «Крот и его друзья»

10. Житков Б. «Рассказы о животных

11. Заходер Б. «Стихи для детей»

12. Зощенко М. «Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке

13. Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика»

14. Козлов С. «Трям! Здравствуйте!»

15. Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»

16. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой»

17. Левин В. «Глупая лошадь»

18. Маршак С. «Детки в клетке»

19. Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

20. Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи

21. Носов Н. первая книга о Незнайке (две другие рассчитаны на школьников, рассказы.

22. Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко»

23. Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»

24. Румянцева «Про маленького поросенка Плюха»

Русская литература

25. Самойлов Д. «Слонёнок пошёл учиться», «Слонёнок турист»

26. Сутеев В. «Петя и Красная шапочка» и другие сказки

27. Токмакова И. Стихи для детей

28. Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот».

Зарубежная литература

1. Асбьернсен «Норвежские сказки»

2. Крюгер М. «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка»

3. Линдгрен М. «Зайчишка-Пушишка»

4. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»

5. Перро Ш. Сказки

6. Пино К. Сказки

7. Хогарт Энн «Мафин и его друзья»

8. Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

Художественная литература для детей от 5 до 7 лет

Русская литература

1. Аксаков С. «Аленький цветочек»

2. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)

3. Афанасьев А. Сказки

4. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»

5. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»

6. Булычев Кир «Приключения Алисы»

7. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»

8. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»

9. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»

Рассказы

1. Гор Геннадий «Мальчик»

2. Грабовский Ян «Муха с капризами»

3. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

4. Губарев В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве.

5. Драгунский В. «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак»

6. Дуров В. «Мои звери»

7. Ермолаев Ю. «Дом отважных трусишек»

8. Ершов П. «Конек-Горбунок»

9. Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона»

10. Крылов И. Басни

11. Куприн «Слон»

12. Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

13. Магалиф Юрий «Жаконя», «Кот Котькин»

14. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»

15. Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»

16. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

17. Михалков С. «Праздник непослушания»

18. Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»

19. Нестайко В. «Единица с обманом», «Пятерка с хвостиком», «Таинственный голос за спиной», «Тореадоры из Васюковки», «Похитители ищут потерпевшего»

20. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Огурцы»

21. Остер Г. «38 попугаев»

22. Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай»

23. Пермяк Е. Сказки

24. Перова О. «Ребята и зверята»

25. Почепцов Г. «Школьные сказки», «Страна городов», «Бюро добрых услуг»

26. Пришвин М. «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь»

27. Раскин А. «Как папа был маленький»

28. Салье М. «Сказки 1000 и одной ночи»

29. Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А»

30. Толстой А. «Приключения Буратино», «Прыжок», «Косточка», «Лев и собачка», рассказы и сказки

31. Томин Ю. «Карусели над городом», «А,Б,В,Г,Д и др.», «Шел по городу волшебник»

32. Шаров А. «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Волшебники приходят к людям», «Дети и взрослые», «Остров Пирроу», «Повесть о десяти ошибках», «Окоем»

33. Шварц Е. «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Два клена»

Зарубежная литература

1. Андерсен Г. Сказки и истории

2. Бабич И. «Мои знакомые звери»

3. Барнфорд Ш. «Невероятное путешествие»

4. Барри Дж. «Питер Пэн и Венди»

5. Баум Фр. «Страна Оз»

6. Бжехва Ян «Академия пана Кляксы»

7. Биссет Д. «Забытый день рожденья», «Крококот», Сказки

8. Блайтон Энид «Знаменитый утенок Тим».

9. Братья Гримм Сказки

10. Гофман Э. Т. «Щелкунчик», «Прекрасное дитя», «Апельсиновая принцесса»

11. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»

12. Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»

13. Пройслер О. «Маленькие баба-яга, привидение, водяной»

14. Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

15. Твен Марк «Том Сойер».

16. Треверс Памела «Мери Поппинс»

Литература для формирования нравственного самосознания

(старшие дошкольники, 6-7 лет)

Человеколюбие – человеконенавистничество

1. Баруздин С. «Морской кортик».

2. Житков Б. Борода. «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине», «Почта», «Пожар», «Обвал», «Наводнение».

3. Зеленая Р., Иванов С. «Рассказ взрослого человека».

4. Катаев В. «Цветик-семицветик».

5. Куприн А. «Слон».

6. Осеева В. «Отомстила».

7. Пермяк Е. «Надежный человек».

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь – себялюбие (индивидуализм)

1. Баруздин С. «Морской котик».

2. Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

3. Неверов А. «Жучка», «Коллектив».

4. Русская народная сказка «Зимовье».

5. Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей».

Скупость (жадность) – щедрость

1. Андерсен Г. Х. «Дюймовочка».

2. Осеева В. «Три товарища».

3. Сказка народов Индии «Чьи руки краше».

4. Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно».

Вежливость (тактичность) – грубость

Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке», «Ха-ха-ха! Взрослые», «Осторожнее, локти!», «Кастрюля».

Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу».

Осеева В. «Волшебное слово».

Русская народная сказка «Привередница».

Честность (правдивость) – лживость

1. Братья Гримм. «Заяц и ёж».

2. Даль В. «Ворона».

3. Осеева В. «Почему?»

4. Толстой Л. «Лгун».

5. Ушинский К. «Страшная коза».

Справедливость – несправедливость

1. Аксаков С. «Аленький цветочек».

2. Заходер Б. «Лисицин суд».

3. Осеева В. «Печенье».

4. Погорельский А. «Черная курица или подземные жители».

Скромность – нескромность

1. Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

2. Зеленая Р., Иванов С. «Опасная парочка».

3. Итальянская сказка «Как осел петь перестал».

4. Корейская сказка «Братья».

5. Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

6. Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль».

Бережливость – расточительность

1. Баруздин С. «Лиса».

2. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

3. Медведев В. «Сберегательная кошка».

4. Михалков С. «Булка».

5. Перо Ш. «Красная Шапочка».

6. Прямодушие (открытость) – хитрость

7. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

8. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

9. Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка».

10. Смелость – трусость

11. Толстой Л. «Котенок».

12. Успенский Э. «Трое из Простоквашино».

13. Ушинский К. «Орел и кошка».

Сострадание (милосердие) – бездушие

1. Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка»

2. Зеленая Р., Иванов С. «Ворона».

3. Неверов А. Жучки. Короленко В. «Дети подземелья» (глава «Кукла»)

4. Пришвин М. «Глоток молока».

5. Сутеев В. «Под грибом».

6. Чарушин Е. «Про зайчат».

Смирение – строптивость

1. Барто А. «Жарко».

2. Добро – зло

3. Емельянов Б. «Мамино горе».

4. Зеленая Р., Иванов С. «Ну и пускай».

5. Неверов А. «Детский дом». «Коллектив».

6. Осеева В. «Хорошее». «На катке». «Плохо».

7. Перо Ш. «Золушка».

8. Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»

9. Русская народная сказка «Морозко».

10. Толстой Л. «Птичка». «Солдат». «Собака и вор». «Белка и волк». «Сколько людей?»

11. Удмурская народная сказка «Охотник и змея».

12. Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому».

13. Яниковская Е. «Я хожу в детский сад»

Используемая литература :

1. Авторский коллектив МКДОУ д/с №97 «Сказка». «Программа формирование межличностных взаимоотношений детей». 2019 г. Новосибирск.

2. Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. — 2009.- №2. – с. 54-59.

3. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. — 2008. — №3. – с. 41-46.

4. Нечаева В. Г., Маркова, Т. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшегодошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1967. – 384 с.

5. Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.

Публикации по теме:

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство формирования межличностных отношений
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 07:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД