Лариса Решетникова
Конспект занятия «Хлеб — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условия для совершенствования представления детей об окружающем мире и месте в нем человека. Развивать речевую активность, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
- Закрепить представление детей о ценности труда, представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
-Систематизировать знания детей о последовательности выращивания хлебных злаков, процесс приготовления муки, хлеба.
- Показать значимость сельхозтехники.
Публикация «Конспект занятия „Хлеб — наше богатство“» размещена в разделах
- Активизировать и обогащать словарный запас, продолжать совершенствовать технику речи.
- Развивать связную речь, учить строить диалог, соблюдая основные правила ведения диалога, умение отвечать на вопросы
-Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям, отрицательное отношение к негативным качествам.
Оборудование: Игрушка Колобок, колосок, игрушка сова, хлеб разных сортов, мультимедиа, Кузя-домовенок, схема.
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся.
(Дети здороваются).
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне, встаньте в кружок, закройте свои глазки, давайте послушаем красивую музыку.
(Раздаётся громкий плач).
Воспитатель: Ребята, вы что то, слышите?
(да, кто то - плачет)
Воспитатель: Кажется, плач доносится вот отсюда.
(заглядывает под салфетку, достаёт колобка, грязного).
Воспитатель: Ой, ребята кто это? (колобок, но почему он такой грязный?
Подождите, подождите здесь небольшая записочка, сейчас мы её прочитаем.
(Ребята я колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а от Кузи уйти не смог, потому что он со мной плохо обращался. Он меня на пол кидал, ногами топтал, мял, а потом ещё и в мусоропровод выкинул. А к вам ребята я пришёл за помощью).
Воспитатель: Ребята, а кто же такой колобок? (хлеб). А разве можно топтать, мять, выкидывать хлеб (нет).
Воспитатель: Конечно ребята к хлебу нужно относится бережно, недаром люди придумывали пословицы о хлебе. А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети: «Где хлебно и тепло, там жить добро».
«Будет хлеб - будет и песня».
«Хлеб – наше богатство».
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошие вы пословицы знаете.
Ребята давайте поможем колобку, но как помочь колобку? (ответы детей).
Воспитатель: Я знаю кто нам может помочь, наша умная Сова. (дети идут к сове).
Воспитатель: Здравствуй умная Сова, мы пришли к тебе за советом, нам нужно помочь нашему другу колобку, но как это сделать мы не знаем, помоги нам пожалуйста.
Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и конверт с письмом. (открываем конверт и читаем).
-Здравствуйте ребята, я знаю о вашей проблеме, но для того чтобы помочь колобку вам надо рассказать домовёнку Кузи как тяжело достаётся хлеб, а для этого придётся много разговаривать и выговаривать.
Воспитатель: Ребята давайте пройдем за стол и сделаем речевую разминку.
Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен проговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Жил на свете язычок, (показывают язычок)
Он любил белить потолок, (язычок кверху на верхней нёбе)
Красить стеночки, красить пол. (язычок слева, то справа, внизу)
А когда наведет порядок в доме –
Выйдет на крылечко (показать язычок)
И зазвенит беззвучным колокольчиком. (движения язычком влево, вправо).
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте посмотрим что нам Сова написала дальше. (читает). Я дам вам волшебный колосок, который приведёт вас в поле и расскажет откуда хлеб пришёл?
Воспитатель: А вот ребята и волшебный колосок. Нам с вами нужно доехать до поля, на чём же нам туда доехать? (ответы детей).
Воспитатель: А давайте поедем на поезде, смотрите, а вот наши вагончики.
(Дети рассаживаются на стульчики перед экраном мультимедиа).
-Поехали (на экране слайды дорог, полей, цветов с весёлой музыкой).
-Вот ребята мы и приехали, смотрите, смотрите нас, уже встречает колосок (колосок появляется на экране и рассказывает детям, откуда хлеб пришёл).
-Колосок: Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый, золотистый
В нём здоровье наша, сила.
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ещё зимой начинается подготовка земли к будущему урожаю. Хлеборобы проводят снегозадержание на хлебных полях. Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти. Весной у трактора много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить тёплую и мягкую постель для зёрнышек. Трактористы работают и день, и ночь, сменяя друг друга.
Огромные поля можно быстро засеять зерном, а машины называются сеялками.
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных,
О солнце, о тепле.
Мечтают, чтоб не трогал
Ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много
Хороших, ясных дней.
Быстро прорастают семена, тянутся зелёными стебельками к солнышку.
Воспитатель: Ребята, а чтобы наше растения не засохло от жары, что нужно для этого сделать? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно поливать, а раньше люди обращались к дождику.
Давайте мы с вами попробуем позвать дождик.
(дети встают со стульчиков).
-Дождик, дождик, поливай, (пальчиком стучат по ладони)
Будет славный урожай, (делают большой круг руками)
Будут булки, будут сушки, (соединяют пальцы указательный с указательным и большой с большим).
Будут вкусные ватрушки. (хлопают в ладоши).
Воспитатель: А теперь давайте попробуем сказать побыстрее.
(дети говорят в быстром темпе с движением).
Воспитатель: Молодцы присаживайтесь на свои места.
-Колосок: Посмотрите на картину Шишкина, которая называется «Рожь». Хлебное поле сравнивают с морем. Как у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле ещё называют, словом нива. Нива от слова низ, то есть поле находится низко – низко.
Реб. Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь, ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе…
-Колосок: Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны. На комбайнах работают люди которых называют комбайнёры. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.
Воспитатель: Ребята, а как называется мука из гречки – гречневая мука,
Из ржи – ржаная мука,
Из пшеницы пшеничная мука.
(дети называют муку, нюхают её трогают).
-Колосок: Потом муку везут на хлебозаводы, из неё выпекают белый хлеб, булки, печенье, баранки.
Но не все зёрна отвезли на мельницу и смололи. Часть зёрен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять в следующем году.
Вот ребята я вам рассказал, откуда хлеб пришёл, а сейчас мне нужно идти на мельницу досвидания.
Воспитатель: Спасибо колосок за интересный рассказ.
- Ребята давайте мы с вами поиграем в игру «Угадай на вкус».
Игра «Угадай на вкус»
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите (аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в группу нас колобок заждался.
(дети сидят на стульчиках перед экраном).
(Выходят из поезда, выбегает Кузя).
Кузя: Здравствуйте ребята, вы где были? Я тут целый час торчу вас жду.
Воспитатель: Здравствуйте, а что случилось?
Кузя: Да мне тут сказали, что мой колобок к вам убежал.
Воспитатель: Да он у нас, но мы его вам не отдадим.
Кузя: Это ещё почему?
Воспитатель: Потому что, вы его не бережёте. На пол кидали, топтали, мяли, а потом ещё и в мусоропровод выкинули.
Кузя: Да, ну и что!
Воспитатель: А вы разве не знаете как обращаются с хлебом?
Кузя: Нет.
Воспитатель: Ребята давайте Кузе расскажем как трудно растить хлеб.
Подойдите к схеме
(Дети цепочкой рассказывают рассказ).
Воспитатель: Молодцы ребята, хороший рассказ получился.
Кузя: Ничего себе, сколько людей работает на полях. Ребята я вам обещаю, что буду хлеб беречь, не буду крошки кидать в мусоропровод.
Воспитатель: Ну что ребята поверим Кузе (да).
Держи Кузя своего колобка, больше не обижай его.
(Кузя прощается с ребятами).
Воспитатель: Ребята помогли мы с вами колобку? Что мы для этого сделали? (Рассказали Кузе как тяжело хлеб достаётся).
(Звук Ух, ух).
Воспитатель: Ребята слышите, нас Сова к себе зовёт, она нам приготовила сюрпризы. (раздаём смайлики).
-Давайте скажем спасибо умной Сове.
-А сейчас пойдемте, расскажем ребятам, где мы путешествовали.