Оксана Назарчук
Проект «Твори добро — другим на радость»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта:
«Твори добро – другим на радость»
Тема проекта: формирование у детей 5-6 лет положительных качеств характера, побуждение детей к совершению добрых поступков и дел во благо других людей.
Проблемное поле проекта: несформированность мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста совершать добрые дела во благо другого человека.
Педагогические технологии методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
- игровые технологии
- технологии личностно – ориентированного обучения
- педагогика сотрудничества детей, педагогов и родителей.
Методы:
Публикация «Проект „Твори добро — другим на радость“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование;
- практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование;
- наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий;
- игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация;
- словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.
Цель: Побудить у детей мотив «стать добрыми, через организацию социально значимой деятельности; формировать представление об общечеловеческих качествах: доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
Для детей
- воспитать у детей положительные качества характера, побуждение детей к совершению добрых поступков и дел во благо других людей;
- развивать у детей опыт морального, этического и нравственного поведения и общения;
- систематизировать у детей представление о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
- воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других, принести им пользу;
- обогатить развивающую предметно - пространственную среду для ознакомления воспитанников с понятие «доброта», «добрые дела» (дидактическими играми, наглядным материалом, составить картотеку сказок, пословиц, стихотворений по теме проекта);
- поощрять стремление ребёнка совершать добрые дела.
Для родителей
- заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- создать положительный эмоциональный настрой среди родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей;
- разработать и подготовить консультации, семинары, буклеты, просветительские листы для родителей по теме проекта.
Планируемые результаты:
Дети:
- оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детско активности на занятиях, в беседах, акции «Наши добрые дела», «Дерево добрых дел».
Родители:
- повышение грамотности родителей в вопросах духовно- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- оценка заинтересованности и активности родителей в проекте происходит через их участие в акции «Аптечка для души», через ответный опросник.
Педагоги:
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах духовно- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- пополнение картотеки стихов, пословиц, загадок о доброте и дружбе, добрых делах.
Основные шаги реализации проекта
1. Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта;
- интервью детей;
- анкетирование родителей;
- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
- комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
- разработка наглядно - дидактического материала для обеспечения педагогического процесса;
- подготовить необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (раздаточный материал, иллюстрации, картотеку игр, бесед и т. д.).
2. Основной этап
- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
- формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.
3. Заключительный этап.
На завершающем этапе планируется:
- сбор и обработка методических и практических материалов, обобщение материалов проекта;
- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации;
- семинар – практикум для педагогов «Вариативность форм и методов работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников»;
- продукт проекта – «Дерево добрых дел».
Приложение №1
Акция «Покорми птиц зимой»
Цель:
– закрепить представление детей о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц;
– привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки;
- воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними.
Время проведения: январь - март
Участники: дети 5-6 лет (гр. №7, родители.
Зимующие птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена растений. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают.
Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
Поэтому мы с детьми и решили помочь пернатым друзьям. На помощь откликнулись и родители. Они изготовили кормушки из разного материала, принесли разнообразный корм.
Перед тем, как вывешивать кормушки мы познакомились с правилами подкормки птиц.
1. Начинать подкармливать с наступлением холодов.
2. Во время подкормки не сорить.
3. Подкармливать птиц нужно регулярно, птицы запомнят и будут прилетать в это время.
4. В морозы и сильные снегопады подкармливать птиц нужно каждый день, чтоб они выжили.
5. Корма нужно класть немного.
Проведение таких акций способствует развитию познавательной активности и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций.
Приложение №2
Почему нужно развивать эмпатию у ребенка
Эмпатия у детей — это развитая способность чувствовать проблемы людей и радоваться их успехам. Малыши могут только требовать удовлетворения своих потребностей даже в ущерб интересам собственных родителей. Следовательно, необходимо разобраться в вопросе, как развить у них желание посочувствовать другому человеку.
Мы часто путаем эмпатию с сочувствием. Однако между этими понятиями существует некоторая разница. При эмпатии ребенок сопереживает любому психологическому состоянию своего ровесника или взрослого человека.
Этапы формирования эмпатии у детей
В решении каждого вопроса важно не упустить тот момент, когда личность ребенка реально можно скорректировать. Развитие эмпатии у детей подразумевает несколько этапов ее формирования:
От рождения до 4 лет. В озвученный период малыш начинает учиться анализировать свои эмоции. При этом он уже на начальной стадии способен понимать и предвидеть чувства людей. В возрасте грудничка он своей бурной реакцией на плач другого младенца реагирует на уровне «эмоционального заражения». Однако, после того как кроха произносит свои первые слова и активно познает мир, можно уже предполагать у него некоторую интуицию относительно эмоций окружающих его людей. Он начинает чувствовать те моменты, когда человек рядом с ним радуется или огорчается.
От 4 до 7 лет. В данный промежуток формирования личности ребенка уже можно констатировать тот факт, что он начинает эмоционировать по отношению к окружающим его людям. Даже не умея правильно пожалеть плачущего друга или искренне оценить его радостные моменты, повзрослевший малыш уже в состоянии проявлять эмпатию.
От 7 до 9 лет. В этом возрасте дети уже способны не просто оценивать моральное состояние другого человека, но и поддерживать его в важных для него жизненных ситуациях. На сознательном уровне они могут понять родственную душу в момент ее отчаяния и искренне порадоваться ее успехам.
Психологи выделяют три составляющих процесса, при котором происходит раз-витие эмпатии у детей:
Получение собственного опыта. Если с самого детства не увидеть своими глазами, как правильно развиваются человеческие отношения, то о сочувствии к другим людям не может идти и речи. В данном случае за воспитание в ребенке сопереживания полностью отвечают родители. Именно они должны на личном примере показать, что такое эмпатия.
Анализ собственных чувств и эмоций. Этот этап подразумевает осмысление внутреннего «Я» уже не на подсознательном уровне, а вполне конкретно. Ребенок должен понять, что он чувствует по отношению к окружающему миру и какое место отводит себе в нем.
Осознание чувств другого человека. Завершающий этап формирования у детей эмпатии является самым ответственным мероприятием. Без помощи взрослых наставников при этом процессе не обойтись. Именно они должны научить ребенка чувствовать эмоции людей и сопереживать им.
Все три озвученных этапа подразумевают контроль родителей за поведением их сына или дочки. Дети должны постепенно входить в мир ярких эмоций под чутким руководством взрослых людей, которым они доверяют.
В данном вопросе специалисты рекомендуют родителям запастись терпением. Гораздо легче воспитать у ребенка трудолюбие и аккуратность. Эмпатия относится к умению слышать сердцем, что дано далеко не каждому человеку.
Воспитание эмпатии при помощи животных. При первых же признаках проявления агрессии у малыша необходимо его энергию направить в мирное русло. При невозможности держать дома крупное животное рекомендуется завести хомячка, черепаху, попугая или рыбок. Важно при этом предложить своему ребенку подружиться с новым питомцем, дать ему кличку и ухаживать за ним. При болезни животного в обязательном порядке необходимо привлечь к заботам о нем сына или дочку.
Акцентирование внимания ребенка на важных моментах. Родители должны стать мудрыми наставниками своего чада и правильно координировать его сознание.
Обсуждение художественной литературы. Во время чтения сказок или стихотворений рекомендуется анализировать каждую ситуацию.
Обучение тактичности. Иногда словом можно настолько больно ранить другого человека, что он будет помнить обиду всю жизнь. Малыши не всегда понимают, что некоторые вещи вслух не произносят. Ругать их за это не нужно, потому что таким образом сопереживание не сформировать. Необходимо спокойным тоном объяснить крохе, что та тетя очень расстроилась, когда он назвал ее толстой.
Употребление верных выражений. Нельзя долго разглагольствовать с маленьким ребенком, потому что он просто не поймет суть предъявленной ему претензии. Необходимо коротко указывать ему на его промахи. Фраза «не мучай кота, ему больно» больше дойдет до сознания шалопая, чем длинная лекция в стиле защитников животных.
Возможность компромисса. Довольно часто дети обмениваются игрушками, что весьма раздражает их родителей. Их недовольство понять можно, потому что бартер при этом не всегда бывает равнозначным. Однако есть некоторые нюансы в желании ребенка поделиться игрушкой. Если на его глазах кто-то из детей сломал любимую вещь и горько плачет, то не нужно останавливать порыв своего чада отдать пострадавшему малышу свою безделушку.
Проведение аналогий. Необходимо предложить ребенку представить себя тем, которого обидели, или раненным животным. Подобный метод воздействия на детей подходит для отпрысков старше 3 лет. В этом возрасте они уже смогут описать свои эмоции от предложенной тревожной ситуации.
Игры для развития эмпатии у дошкольников
В возрасте старше 5 лет можно констатировать тот факт, что прошел период жизни исключительно своими желаниями и потребностями. Наступило время приступать к третьему этапу развития эмпатии у ребенка следующим образом:
«Азбука настроения». Эта эмоционально-коммуникативная игра от Н. Белопольской поможет детям от 5 и до 10 лет контролировать свои эмоции и видеть чувства других людей. 36 игровых карточек с различными изображениями помогут ребенку осознать все негативное влияние таких эмоций по отношению к другим людям, как агрессия и недовольство. При этом дети будут иметь возможность проанализировать такое чувство, как радость.
«Угадай настроение». Во время данной игры ребенку необходимо, глядя в лицо родных и знакомых, озвучить свои мысли по поводу их эмоционального состояния. В ответ он должен получить резолюцию о правильности его выводов или их необоснованности.
«Думай, как мы». Суть данного упражнения заключается в том, чтобы ребенок поставил себя на место какого-либо объекта. Цветок сорвали и выбросили — обидно ли ему? Кошку дернули за хвост — разве заслужила?
«Виртуальный подарок». Родителям следует предложить своему ребенку придумать какой-либо презент для каждого знакомого ему человека. При этом сыну или дочери необходимо объяснить, почему он выбрал именно эту вещь конкретной особе.
«Подари волшебство». Следует постоянно напоминать своему отпрыску о том, что он способен на настоящие чудеса. Можно сказать, что его улыбка поможет бабушке перестать болеть, а помощь по дому заставит маму улыбаться.
Приложение №3
Анкета для родителей
«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»
Цель: выявление предпочтений родителей в духовно-нравственном воспитании детей в ДОУ
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей.
1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей,
б) мы все больше в этом убеждаемся,
в) с этим утверждением мы не согласны.
г) другой ответ.
3. Участие священнослужителей в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, которые проводятся в ДОУ:
а) очень помогает, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но и родителям и педагогам,
б) дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие,
в) мы воздерживаемся от ответа,
г) другой ответ.
4. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?
а) о православных праздниках, б) о традициях нашей культуры, в) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа.
5. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом?
а) подаем пример в семье, б) читаем духовно-нравственную литературу в) экскурсии по культурным достопримечательностям.
6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
а) справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим, б) достойным гражданином своей страны, г) уважительным к людям, д) патриотом своей Родины, ж) умеющим дать нравственную оценку поступкам.
Спасибо Вам за предоставленные ответы!
Приложение №6
Акция «Аптечка для души»
С 19.02.18г. по 28.02.18г. в нашем детском саду прошла акция «Аптечка для души».
Цель акции: создание положительного эмоционального настроя среди родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей.
Подготовительная работа:
• изготовление макета;
• подготовка листочков с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в макет «Аптечки».
Например:
• Улыбнись и весь мир улыбнется тебе.
• Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
• Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
• Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать.
• Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не отыскал, в конце концов, какую-нибудь звезду.
• Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради своих ближних.
• Люди одиноки. Потому что вместо того, чтобы строить мосты между собой, люди возводят стены.
• Если бы мы хорошо видели и чувствовали человеческую жизнь, мы бы слышали, как растет трава и как бьется сердце белки.
• Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след, они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит.
• Тот, кто ищет цветы, найдет цветы; тот, кто ищет сорняки, найдет сорняк.
• Птица счастья садится только на раскрытую ладонь.
• Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
• Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце. Но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри.
• Цепляясь за свои страхи, ты придаешь им сил.
• Не позволяй уму лениться!
• Успех начинается с души.
• Если сосчитал до 10-ти и все еще злишься, сосчитай до 100.
• Удача любит смелых.
• Никогда не прекращай учится, работать и сочувствовать другим.
• Отдавая другим, ты можешь быть уверен: твои дары вернуться к тебе.
• И добро, и зло, что ты несешь в этот мир, обязательно вернуться к тебе.
• Выполняй обещания.
• Добрые слова приносят столько же пользы, сколько дурные - вреда.
• Хорошо выполненная работа - уже сама по себе награда.
• Избыток свободного времени, как и всякое излишество, вредно.
• Хвали на людях, критикуй наедине.
• Слово может ранить и исцелить.
• Доброта спасет мир.
• Вежливость никогда не выходит из моды.
• Дерево узнают по плодам, человека - по делам.
• Приучи себя к хорошим привычкам.
• Сила - не аргумент.
• Держи осанку - будешь здоровей.
• Верь в свою мечту, и она сбудется.
• Худо тому, кто добра не делает никому.
• Ласковое слово и бурю укрощает.
• Не спеши карать, спеши миловать.
• Доброму слову - добрый ответ.
• Кто зря сердит, у того голова болит.
• Умный себя винит, глупый - своего товарища.
• Чего в других не любишь, того сам не делай.
• Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. В. А. Сухомлинский.
• Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Каждый родитель, приводя ребенка в группу имел возможность вытянуть листочек с позитивным высказыванием, установкой, пословицей, а также высказываниями известных педагогов касающихся воспитания детей, которые вкладывались в «Аптечку». Акция способствовала поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений со своим ребенком, объединению семьи и детского сада.
Приятно было наблюдать интерес, проявляемый к акции. Некоторые родители пожелали стать авторами нескольких высказываний, находившихся в «аптечке для души». Взаимодействуя с педагогами и участвуя в жизни детского сада, родители приобретают бесценный опыт педагогического сотрудничества.
Комментарии: «Аптечку для души» можно повесить в фойе детского сада, чтобы родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости и хорошего настроения. Через 2-3 месяца игру – акцию можно повторить, она будет воспринята с радостью.
Приложение №4
Творить добро – другим на радость
Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм (милосердие в том числе) без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Наш проект направлен на воспитание у детей положительных качеств характера, побуждение детей к совершению добрых поступков и дел во благо других людей.
Вначале нашего проекта у нас родилась идея создание уголка Добрых дел.
Цель: вызвать у детей желание совершать «добрые поступки», обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут порадовать близких.
Задачи: формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; побуждать детей к положительным поступкам и делам, воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей; поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Интерес детей к этим уголкам был неподдельным, они с восторгом встречали появление каждого жетончика. Все тщательно отслеживали их появление, следили за их количеством, делились друг с другом своими эмоциями.
А я вместе с педагогами данных групп всячески поддерживали этот интерес, привлекали внимание, поощряли тех детей, кто больше всего совершил добрых дел.
Нашлись родители, которые с увлечением включились в эту игру, тем самым побуждали детей на «добрые дела».
С каждым днём наши добрые дела умножались. Наша идея не нова, но я буду рада, если она пригодится Вам и вдохновит на творческие поиски.