Любовь Владимировна Хамёнок
Графические аудиодиктанты как средство формирования у дошкольников умений ориентироваться в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области
IV муниципальный августовский Форум
работников системы образования
Тарского района
«Национальный проект «Образование» : шаг в будущее»
«Графические аудио диктанты, как средство формирования умений ориентироваться в пространстве у дошкольников»
Воспитатель: Хамёнок Л. В.
Тара 2022г
Публикация «Графические аудиодиктанты как средство формирования у дошкольников умений ориентироваться в пространстве» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Детям дошкольного возраста часто бывает трудно правильно ориентироваться в пространстве. Многие дети путают правую и левую руку, а также направление – налево, направо. Но ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом (слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.) Все эти понятия способствуют развитию пространственного восприятия у детей.
Ориентировка в пространстве является неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе и к жизни в целом. Благодаря формированию пространственных отношений у детей активизируется речь, пополняется словарный запас, ребенку легче ориентироваться на улице, проезжей части. А ориентировка на листе бумаги готовит ребенка к обучению в школе, развивается логическое мышление, воображение, глазомер.
В процессе работы с детьми я столкнулась с проблемой- большинство детей испытывает сложности в ориентировке на листе бумаги. Дети оказываются недостаточно подготовленными в этой области деятельности: нет умения находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний, правый верхний (правый нижний) угол.
Решая данную проблему, я поставила перед собой цель: формировать умение ориентироваться в пространстве у дошкольников через организацию графических аудио диктантов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную вопросам развития пространственных представлений детей дошкольного возраста и роли в данном процессе графических диктантов.
2) Провести исследование уровня развития пространственных представлений у детей
3) Организовать систематическую работу по использованию графических аудио в образовательной деятельности
4) Разработать картотеку аудиозаписей для графических диктантов.
5) Организовать работу с родителями.
Я стала изучать психолого-педагогическую литературу в данном направлении, таких авторов как: Голубева Т. М. «Чему научит клетка», Т. С. Комарова «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста», К. Утехина «Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста», Венгер Л. А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию».
Провела исследование уровня сформированности пространственных представлений у детей (в январе 2021г) с помощью методики Галины Николаевны Градовой. Данная методика состоит из серии заданий, которые раскрывают особенности отдельных пространственных характеристик :
1. Сформированность пространственных представлений о собственном теле.
2. Сформированность пространственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела.
Организуя работу по формированию ориентировки в пространстве, я понимала, что необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является поэтапное решение задач
Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела (левая, правая рука, нога, затем умение ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя” (левый, правый угол, стол слева). На третьем этапе формируется умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (слева, справа,“над” и “под”, “посередине” и “между”)
Решать данные задачи нам помогали дидактические игры.
Критерием эффективности освоения ребенком задач каждого этапа являются следующие характеристики:
- ребенок уверенно выделяет ведущую руку;
- обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;
- без затруднений определяет направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов;
- свободно ориентируется в микропространстве : за столом, на поверхности листа бумаги, в книге, на фланелеграфе (самостоятельно находит верхний правый-левый угол, середину; знает направления слева - направо, снизу-вверх, наискосок, и т. д.)
- активно использует в своей речи термины, обозначающие направление (вправо, влево, вверх, вниз, и др.
В поиске методов, направленных на формирование умений ориентировки в пространстве особое внимание стала уделять графическим диктантам и дидактическим графическим играм.
При проведении непрерывной образовательной деятельности, начиная со средней группы, мы с детьми учились находить на листе бумаги верхний, нижний правый левый край бумаги. Считали клеточки. Совместно выполняли под диктовку элементарные графические диктанты. В старшей группе, ребята уже выполняют более сложные работы, например – результатом графического диктанта становится не просто узор, а рисунок – елочка, солнышко, ключик и т. д.
Моей педагогической находкой стало – проведение графических диктантов с использованием аудиозаписи диктанта, это способствует повышению внимания детей при выполнении задания, развивается пространственная ориентация, слуховое восприятие.
У меня, как педагога появляется возможность вовремя заметить ошибку при выполнении задания ребенком и аккуратно направить его в нужную сторону.
Также, такие диктанты можно использовать в период организации дистанционной работы с ребёнком (когда группа закрыта на карантин или ребенок находится на больничном, картотеки графических аудио диктантов рекомендовать родителям, для организации их совместной деятельности с детьми.
Кроме того, с родителями было проведены ряд консультаций, подготовлены буклеты «Подготовка к школе. Графические диктанты по клеточкам», «На заметку родителям. Графический диктант. Что это такое?» и др.
На основе игр, упражнений, предложенных Г. Н. Градовой, я составила картотеку, которую дополнила графическими аудио диктантами, таким образом, создав картотеку графических аудио диктантов, упражнений по формированию ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
Результаты повторной диагностики, проведенной в октябре 2021г показали, что достаточного уровня пространственных представлений о собственном теле достигли уже 85% детей.
У 76% детей на достаточном уровне сформировались пространственные представления о взаимоотношениях внешних объектов и тела.
Таким образом, графические аудио диктанты, позволяют повысить эффективность образовательной деятельности с детьми по формированию умений ориентироваться в пространстве, сделать этот процесс интереснее и разнообразнее.
Моя педагогическая находка будет полезна не только воспитателям детских садов, но и другим специалистам: учителям-логопедам, дефектолагам, и конечно же родителям.