Наталья Дроздова
«Говорящая стена» как средство развития сенсомоторной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Говорящая стена» как средство развития сенсомоторной деятельности
Дроздова Н. В.
Панпурина Н. И.
ГБДОУ №123 Центрального района
Санкт-Петербурга
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Публикация «„Говорящая стена“ как средство развития сенсомоторной деятельности» размещена в разделах
- Интерактивные, говорящие стены
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
Поиск новых форм и приёмов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие.
Говорящая стена– это пробковая панель, на которую в выбранном порядке наклеены различные предметы: пробки, губки, лего, диски, металлические пластины, и другие предметы, различающиеся по фактуре, цвету, материалу.
Говорящая стена – это универсальное средство работы с детьми. Наших детей оно знакомит с цветом, тактильным восприятием предмета, развивает глазомер и исследовательские навыки.
Говорящая стена представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающее гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Сенсомоторное развитие станет фундаментом общего умственного развития ребенка.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятия создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта, дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие, вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. Все игры, в процессе которых ребёнок что-то трогает, прикасается к поверхности, знакомится с различными фактурами, оказывают благотворное влияние на развитие тактильных ощущений. Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) предметов при непосредственном касании. Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, ребёнок может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека. Речевые, моторные и двигательные центры расположены близко в головном мозге, что обуславливает связь мелкой моторики и речи. Узнавание ребёнком предметов на ощупь даёт возможность правильно держать кисть, у ребёнка активизируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь.
Существует множество игр и упражнений, помогающих детям совершенствовать чувствительность пальчиков. Мы предлагаем вашему вниманию говорящую стену, которая является авторской разработкой, она представляет собой реальную возможность помочь детям в ненавязчивой форме овладеть необходимыми сенсорными умениями и обогатить свои тактильные ощущения. Использование нестандартных пособий вызывает у детей интерес, дополнительный стимул активизации сенсомоторной деятельности. Данная говорящая стена многофункциональна, доступна, привлекает детей своей яркостью, простотой в использовании, разнообразием содержания. Играя с развивающим пособием, у детей улучшается мелкая моторика рук, вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация.
Что же представляет собой «Говорящая стена» :
Для разгрузки и снятия стресса, мы используем пробковую панель, на которую наклеены различные предметы: пробки, губки, лего, диски, металлические, деревянные, силиконовые, пластиковые пластины, карандаши, щетки, Су-Джок, и т. д. Порядок расположения предметов на стене зависит от вашей фантазии и поставленных целей. Мы руководствовались принципом согласованности, эстетичности и, как можно большего разнообразия.
Предметы прикреплены в определённом порядке. Мы можем увидеть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, найти красный (жёлтый, синий) цветок, посчитать карандаши, провести по лабиринту божью коровку, найти мягкую или колючую серединку цветка.
Всего несколько раз провести рукой по стене изучить какой-то элемент, и ребенок уже расслабился и готов к новым познаниям, открытиям. Занятия со стеной не только обогащают тактильное ощущение, но и развивают фантазию.
Изготовление стены и ее установка просты и доступны в любом помещении группы детского сада. Работа со стеной всегда доступна детям и они самостоятельно могут с ней манипулировать при возникновении желания. Задача взрослого – обучить правилам обращения и (при необходимости) мотивировать на игру, поощрять придумывание детьми новых вариантов игры.
Целью, данной стены, является развитие мелкой моторики рук, воздействуя на рефлекторные зоны ладони с целью активизации работы всего организма.
Решаются следующие задачи:
1. Формирование общей сенсорной способности,
2. Развитие тактильного восприятия,
3. Тренировка мелкой моторики рук,
4. Улучшение координации движений,
5. Учить соотносить слово с предметом и его характеристиками.
Варианты упражнений:
1. Найди непохожее (пушистое – гладкое, колючее – мягкое)
2. Найти такое же (гладкое, шершавое, мягкое)
3. На кого похоже (колючий, как ёжик, гладкий, как лягушка, пушистый, как лисичка)
4. Проведи рукой по жёлтому цвету, красному и т. д.
5. Покажи круглое, квадратное, треугольное
6. Пройди по лабиринту
7. Найди ответ на загадку (Деревяшка с бородой, чистит одежду нам с тобой «Щетка». Нарисует он картину, натюрморт или пейзаж, острый, тонкий, длинный, деревянный «Карандаш»).
8. Покажи, что здесь деревянное, пластмассовое, железное
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста даёт хороший положительный результат. У детей улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность в движениях, появляется меткость, глазомер, целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук.
Быстрее формируются навыки самообслуживания: малыши самостоятельно снимают и надевают предметы одежды. Например, снимают носочки, застёгивают, расстёгивают сандалии, пуговицы.
Также у детей быстрее формируются культурно-гигиенические навыки. Они могут самостоятельно вытирать ручки полотенцем, повесить его на место. Правильно, уверенно держат ложку, бокал. Появляется уверенность в собственных силах, самостоятельность действий в игровой деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Большинство детей безошибочно показывают и называют основные цвета, формы, величину, согласно возрасту. Больше становится говорящих детей, у которых формируется активный словарь и появляются простые предложения в речи.
Список использованной литературы:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013г. No 1155 г. Москва)
2. Венгер Л. А. Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер В29 Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых про-
блем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. –
5-е изд. – М. : Теревинф, 201. – 272 с.