Сайгакова Наталья
Практико-ориентированный проект «Говорим правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель. Активизация речевого развития детей посредством совершенствования фонематической и лексико-грамматической грамотности старших дошкольников.
Задачи:
Расширение активного и пассивного словаря детей синонимами, прилагательными, фразеологизмами и т. д. ;
совершенствовать навыки речевого дыхания, фонематического слуха и внимания.
Привлечь интерес и внимание детей к звучащему слову;
Публикация «Практико-ориентированный проект „Говорим правильно“» размещена в разделах
Совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность);
Расширить компетентность родителей по вопросу важности формирования грамотной и правильной речи детей, и их непосредственной роли в данном процессе.
Актуальность проекта.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье.
Несформированность фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей с речевыми нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Подготовительный этап
Подбор дидактического и речевого материала (фонематические сказки, репродукции картин, сюжетных картин)
Обсуждение проекта с родителями
Обсуждение проекта с учителем-логопедом.
Основной этап
Схема реализации проекта :
Речевое развитие
Фонематические сказки и рассказы Т. А. Ткаченко
«Вместе веселее»
«Старые игрушки»
«Битва с комаром» и др.
Цель: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков в связной речи.
Задания и упражнения на развитие фонематического слуха:
1. «Назови по порядку».Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.
2. «Что добавилось?»Произносится звуковой ряд, затем добавляется один или пара звуков.
3. «Что исчезло?» Произносится звуковой ряд: А-У-О-И, затем А-У-И. Что исчезло? В какой позиции? В середине…и т. д.
4. «Назови первый (последний, второй) звук».Произносится звуковой ряд, а ребенок называет заданный звук.
5. «Живые звуки».Вызванные дети запоминают по одному звуку. Педагог произносит звуковой ряд, после чего каждый из детей занимает место в соответствии с позицией звука в услышанном ряду.
6. «Назови».Выполняя задание, ребенок произносит слово, начинающееся на заданный звук.
7. «Найди одинаковый звук».Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук. Например, сова, косы, нос – С.
8. «Выбери правильно».Среди 4-5 картинок ребенок находит те, в названиях которых есть заданный звук.
9. «Звук в конце (середине, начале).»Отбираются картинки с определенной позицией звука в слове.
10. «Где звук?».В ряд поставлены три стульчика (начало, середина, конец). Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. Ребенок садится на стул, совпадающий с позицией звука в слове.
11. «Кто больше?» Ребенок может:
- подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картинке;
- назвать окружающие предметы с тем же звуком;
- вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.
12. «Раздели на три».В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.
13. «Замени звук».Например, предлагается слово почка. Ребенок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: бочка.
Д/ и: "Где нужный звук, "Клубочки – моточки", "Лови звук", "Лови слово", "Какой звук чаще всего слышим?", "Кто-кто в теремочке живет?", "Два прихлопа- три притопа", "Попугайчики", "Озорные бубенцы", "Слог сбежал", "Цветные фишки", "Подушечка и кирпич", "Светофор», "Какое слово получилось, " "Придумай свое слово" - формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза слов, развитие умения дифференцировать сходные звуки, умения определять наличие звука в слове, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. подбирать слова на заданный звук.
Познавательное развитие
Просмотр развивающих мультфильмов: «Говорящая Азбука", "Учимся читать. Говорящие буквы ", "Мультипликационный русский алфавит от А до Я от Тетушки Совы ", "Учимся читать по слогам с Фиксиками ".
Художественно-эстетическое развитие
Развитие слухового внимания. «Звуки природы», «Грустно или весело закончилась музыка?»
Развитие чувства ритма. «Хлопай в такт», "Послушай и повтори».
Упражнения с использованием металлофона:
Где находится звук?, «Слог или слово?», «Дели слово по слогам», «Сколько слов в предложении?», «Длинное или короткое слово?» /
Упражнения с использованием других детских музыкальных инструментов:
«Глухой — звонкий»(Если услышите в начале слова звонкий согласный – ударьте палочкой по треугольнику, услышите глухой – пошумите маракасом, «Гласный – согласный» (Услышите в начале слова гласный – играйте на дудочке, согласный – на барабане, «Измерь слово»(Услышите длинное слово – играйте на дудочке долго, короткое – коротко).
Рисование букв, выкладывание букв из подручного материала.
Физическое развитие
П/ и на развитие фонематического восприятия:«Поезд», "Болото», Игра-эстафета «Звуковой портрет», «Переправа», игра с мячом «Горячий камень».
Социально-коммуникативное развитие
Консультация для родителей "Развитие фонематического восприятия у детей"
Буклет для родителей «Игры и упражнения для развития фонематических процессов у старших дошкольников»
Театральная деятельность: «Веселый Старичок-Лесовичок» - пользоваться разными интонациями; "Федорино горе" - развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа; «Дерево» - активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги;
«Смешные стихи» - развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Заключительный этап: Тематическое занятия «Буква и звук П», «Буква и звук Б», картотека фонематических игр, пособия «Кто-кто в теремочке живет?», «Речецветик».