Токманцева Наталья
Конспект семинара-тренинга для родителей «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-тренинг для родителей
Цель:
Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.
Задачи:
- Повышение компетентности родителей;
- Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка предшкольного возраста;
- Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;
- Обучение эффективным способам общения;
Публикация «Конспект семинара-тренинга для родителей „Готовность к школе“» размещена в разделах
- Развитие навыков рефлексии у родителей.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- цветные карандаши, ручки, бумага для заметок по количеству родителей.
Ход:
Психолог. Добрый вечер, уважаемые родители!
Я хочу предложить Вам повестку дня нашего мероприятия. И так:
1. Выступление педагога-психолога и проигрывание некоторых ситуаций вместе;
2. Доклад учителя-логопеда;
3. Интересующие вас вопросы.
Начнем нашу встречу со знакомства:
Упражнение «Представление по кругу». Мяч передается по кругу. Тот, у кого в руках мяч, представляет себя, называет свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком.
Упражнение «Снежный ком». Первый, у кого в руках мяч, снова называет свое имя и качество (как в предыдущем упражнении). Следующий называет имя и качество первого, а затем свое имя и качество. Третий называет имя и качество первого и второго и свое.
Психолог. Поступление ребенка в школу - переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом всей семьи. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу. А чрезмерная тревожность и беспечность взрослых негативно сказываются на готовности ребенка к школе.
Упражнение: «Ассоциации» Назовите ассоциации, которые у вас возникают со словом «школа».
Родители выполняют задание.
Психолог. Негативные ассоциации говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Не демонстрируйте негативные эмоции, а вспомните, что вам нравилось в школе : успехи, увлечения, забавные эпизоды.
СЛАЙД 2
Подготовка ребёнка к школе
А теперь давайте поговорим о том, что же включает в себя подготовка к школе.
Подготовка ребёнка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. В литературе существует множество классификаций готовности ребёнка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на :
СЛАЙД 3
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ и ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспекты, каждый из которых включают ещё ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребёнке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
СЛАЙД 4
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ – ребёнок должен быть развит физически. То есть его состояние здоровья должно позволять ему успешно проходить образовательную программу. Кроме этого, должна быть развита мелкая моторика и координация движений. Ребёнку нужно понимать и соблюдать важность основных гигиенических норм, навыков. (например, правильная поза за столом, осанка и прочее).
СЛАЙД 5
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ – включает в себя ещё три компонента:
1. интеллектуальная; 2. личностная и социальная; 3. эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная
К первому классу у ребёнка должен быть накоплен запас определённых знаний (о них мы с вами и поговорим).
- Ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, т. е. быть любознательным.
- Ребёнок должен ориентироваться в пространстве, т. е. элементарно знать, как пройти в школу и обратно, или в магазин.
- Должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная.
- Нужно быть коммуникабельным, т. е. уметь общаться со сверстниками и взрослыми. В общении не должно быть агрессии, а при ссоре с др. ребёнком нужно уметь вовремя оценить и найти выход из сложившейся ситуации. А так же ребёнку придётся признать авторитет взрослых.
- Нужно адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
- Принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивать, уточнять неясные моменты, а после выполнения нужно адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
- Понимать, что хорошо, а что плохо.
3. Эмоционально-волевая.
- Понимание ребёнком зачем и почему он идёт в школу, осознание важности обучения.
- способность ребёнка выполнять домашнее задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа.
- наличие интереса к учению и получению новых знаний.
- Усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
СЛАЙД 6
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний, которые понадобятся ему для успешного обучения в школе.
Итак, что же должен знать и уметь ребёнок в 6-7 лет?
- БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.
- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 мин.
- находить сходства и различия межу предметами, картинками.
- уметь выполнять работу по образцу, например, воспроизводить на своём листе бумаги узор, копировать движения человека и т. п.
- легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсуждаете правила: если услышишь домашнее животное, то хлопнешь в ладоши. Если дикое животное, то топнуть, а если птица – помахать руками.
Проводится игра с родителями на внимание.
- МАТЕМАТИКА.
- знать цифры от 1 до 20. Прямой счёт от 1 до 20 и обратно.
- арифметические знаки +, -, =
- деление круга, квадрата пополам и на четыре части.
- ориентировка в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
- ПАМЯТЬ.
- Запоминать 10 -12 картинок.
- Рассказывать по памяти стихи, скороговорки, пословицы, сказки и т. п.
- Пересказывать текст из 4-5 предложений.
- МЫШЛЕНИЕ.
- Заканчивать предложение, например: «Река широкая, а ручей …»
- Находить лишнее слово из группы слов, например: «стол, стул,
кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- Определять последовательность событий, что сначала и что потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
- Складывать пазлы без помощи взрослого.
- Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет, лодочку,
кораблик.
- РЕЧЬ. Слово учителю-логопеду.
А теперь я предлагаю составить портрет «идеального родителя». (Метафорические карты «Роботы»)
Напишите качества, которыми должен обладать идеальный родитель.
Родители выполняют задание. Обсуждение выполненных работ.
Далее родителям показывают мишень, состоящую из 5 кругов. Представьте: в центре находятся идеальные родители, а чем дальше от центра, тем дальше и от идеала.
Психолог. Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и мысленно отметить на мишени то место, где, по вашему мнению, каждый из вас находится сейчас по отношению к идеальному родителю.
Родители выполняют задание.
СЛАЙД 7
Психолог. А каким видят дети идеального родителя?
Родителям зачитывают ответы детей.
СЛАЙД 8
«Папа учит меня считать, сколько будет 5+5 и 2+3»
«Мама знает, как меня лечить, когда мне плохо».
«Мама иногда ругается. Но если я сразу говорю, что-то плохое сделала, она меня прощает, потому что я честно признаюсь».
«Когда мне что-то надоедает, то я кричу. Когда папе надоедают, то он тоже громко кричит».
«Моя мама хорошая, такая какая есть».
«Мой папа разрешает мне всё».
«Мама не разрешает мне лениться».
«Я люблю играть с папой и с мамой».
Психолог. На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты. На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне зависимости от того, могу я это сделать или нет, напишите, что должно произойти, чтобы эти качества появились.
Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить.
Психолог. Не всегда есть время обратить внимание на себя, проанализировать. Сейчас вы подумали, написали, провели определенную работу над собой. Первый шаг в достижении позиции идеального родителя вами сделан, так как вы пришли на наши занятия. Все изменения зависят только от нас. Иметь идеального родителя – мечта каждого ребенка.
Психолог раздает памятки (приложение 2).
Психолог. Давайте пожелаем друг другу успеха!
Пожелайте своему соседу справа что-то хорошее.