Надежда Кузьмичева Горевая
Консультация для родителей «Готовность к школе-что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №87 Горевая Н. С
В круговороте повседневной жизни мы буквально не замечаем, как растут наши дети. И вот, наконец, наступает волнительная и самая, пожалуй, важная пора для родителей и ребёнка – поступление в 1-ый класс. Как эффективно подготовить ребёнка к школе, какие занятия следует посещать, какими основными знаниями и навыками должен обладать будущий первоклассник – всему этому посвящена данная статья.
Публикация «Консультация для родителей „Готовность к школе-что это?“» размещена в разделах
Раньше этот вопрос решался проще – большинство родителей и учителей считали, что серьёзную работу по овладению знаниями, умениями, навыками следует начинать в первом классе. Сейчас всё усложнилось. Школы набирают детей в первый класс только, после предварительного собеседования или тестирования, которое, помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников. Экзаменовка становится серьёзной стрессовой ситуацией для всей семьи. Понятно, что к такому испытанию ребёнка надо готовить заранее.
Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями (ведь занятия в школе ведут, как правило, учителя начальных классов, педагоги-психологи и учителя-логопеды, узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия на базе школы будут проводиться согласно программе, реализуемой в данном образовательном учреждении (стоит принять во внимание, что в каждой школе осуществляются разные образовательные программы, соответственно, требования к подготовленности детей различаются). Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.
Не стоит забывать, что все знания, полученные ребёнком в детском саду или на подготовительных занятиях в школе, необходимо повторять в домашних условиях с целью глубокого усвоения материала.
Базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?
1) Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).
Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т. е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т. д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.
2) Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
3) Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.
4) Знать буквы алфавита.
В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но читают неправильно. Достаточно, чтобы ребёнок просто знал буквы.
Так как ведущей деятельностью для дошкольника является игровая, то лучше всего процесс обучения происходит в игре. К примеру, можно предложить ребёнку вылепить букву из разноцветного пластилина (чтобы малыш мог изучить форму буквы); затем попросить будущего первоклассника предположить, какая эта буква на вкус? где она живёт и т. д. Таким образом, с помощью ассоциаций происходит более глубокое усвоение изучаемого материала. При этом занятие для малыша будет интересным и увлекательным.
5) Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.
Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.
6) Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
7) Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).
В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т. д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т. д.
8) Уметь копировать с образца (действовать по образцу).
Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.
9) Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.
Можно предложить ребё нку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.
Необходимо постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т. д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш ребёнок привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).
Важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.
Готовность к школе – вопрос серьёзный. На первый взгляд, все очень сложно, но стоит напомнить, что на эту у ребёнка и его родителей есть целых 7 лет, что фактически всё это время он живёт и развивается для того, чтобы в 7 лет пойти в школу.