Татьяна Федотова
«Голова работает руками», или О важности использования оригами для развития современного ребенка
«Голова работает руками»
В развитии и воспитании дошкольников большую роль играет умственное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Все занятия в детском саду направлены именно на это: изобразительная и музыкальная деятельность осуществляют эстетическое воспитание; математика, ознакомление с окружающим – умственное и т. д. Оригами же позволяет осуществить в равной степени и трудовое воспитание, и умственное, и эстетическое, а это немаловажно для развития современного ребенка.
Публикация «„Голова работает руками“, или О важности использования оригами для развития современного ребенка» размещена в разделах
Как точно по этому поводу дает определение педагог Д. Р. Гончаров, оригами – это «…не просто искусство складывания из бумаги…одно из самых распространненых занятий, при котором «голова работает руками и очень успешно».
Специфика оригами проявляется в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. В продуктивной деятельности, по мнению Н. Н. Подьякова, формируется система воспроизводящих действий, в результате которых происходит своебразное отношение между мышлением и действием. Процесс воспроизведения тесно взаимосвязан с процессом творчества, оно предполагает самостоятельное применение известных знаний и умений в незнакомых ситуациях.
Есть две разновидности оригами : традиционное и творческое. Первое отличается тем, что предполагает создание поделок только из одного листа бумаги, приемущественно белого цвета, по традиционной технологии и не предусматривает их украшения. Второе – изготовление фигурок из бумаги разных цветов, допускается использование ножниц, украшение, творческая технология изготовления.
Программа моего кружка, «Бумажная страна», предполагает творческие занятия оригами.
Активность ребенка непосредственно зависит от его интереса к данной деятельности, поэтому главная задача для меня, как для педагога – зделать занятие оригами наиболее занимательным и интересным. Большим подспорьем для меня является игра, и не тоько потому, что является приоритетным видом деятельности дошкольного возраста, но и как было подтверждено исследователями, формирование умений, навыков, а также различных психических процессов в игре происходит значительно быстрее. В занятия оригами включаю игры не только развлекательного характера, но и обучающего, присутствуют на занятиях и элементы сказочности. Стабильный интерес также связан со стимулом быстрого результата (в том числе для игры или подарка сделанного своими руками).
Таким образом, в ходе занятий оригами у детей повысилась внимательность, собранность, трудовая дисциплина, уверенность в своих силах, снижается уровень тревожности. Анализируя свою работу сделала определенные выводы:
- оригами может быть средством развития памяти детей, учит концентрации внимания, развивает исследовательские навыки
- оригами предполагает самостоятельную деятельность по переносу усвоенных приемов на трешение других познавательных задач
- оригами позволяет ребенку видить свой рост, ощущать успех
- с помощью сказочной формы занятий, переключения от складывания к игре в готовую фигурку улучшается психоэмоциональное состояние дошкольников.