Юлия Олесова
Гиперактивный ребёнок. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагог-психолог
Олесова Ю. В.
В исследованиях современных зарубежных психологов такое определение трактуется как отклонение от нормы в личностном развитии в первые 5 лет. Такой ребенок чрезмерно активен в поведении, трудноуправляем, невнимателен, испытывает недостаток терпения при выполнении заданий, требующих умственного развития, склонен к неожиданно быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца, и хаотичной, не достаточно контролируемой двигательной активности, легкой возбудимости.
Публикация «Гиперактивный ребёнок, Консультация для родителей» размещена в разделах
Такие дети чаще становятся виновниками каких-либо происшествий, так как неосторожны и импульсивны. И как результат – наказание родителей или педагогов.
Гиперактивный ребенок имеет ряд проблем связанных с общением со сверстниками. Энергия ребенка, его нервозность раздражают сверстников. У таких детей повышенная агрессивность, склонность к демонстративному поведению, и как следствие, неприятие со стороны детского окружения, а это уже в свою очередь проблема эмоционального плана: ребенок испытывает страх, подавленность, его беспокоит проявление антипатии, причины которой ему не понятны.
Слишком активный ребенок часто сталкивается с проблемами в обучении: трудно сосредоточить внимание, подавить свои двигательные импульсы, не могут адекватно воспринимать зрительные и слуховые сигналы.
Психологи отмечают, гиперактивность – это не просто малоприемлемое поведение, это комплекс нарушений.
В современной психолого-педагогической практике существуют методы коррекции поведения гиперактивных детей : медикаментозные; основанные на программах самоконтроля.
Результаты работ психологов (Сакулиной Н. П., Комаровой Т. С., Григорьевой Г. Г.) показали, что коррекция поведения таких детей проходит более эффективно, если деятельность организована, как предметная, где доминирующая ориентация идет на предметный мир и способы использования предметов, то есть отношения «ребенок-предмет» являются главными, основополагающими.
Такая деятельность основывается на следующих важных моментах:
• синтетический характер деятельности, дающий возможность быстрой смены деятельности, ее видов;
• простота разных видов деятельности;
• большой уклон на развитие мелкой моторики;
• результат должен быть ярким и ценным, ребенок должен иметь возможность показать свои достоинства, как можно большему количеству зрителей;
• сочетание различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы со сверстниками, родителями, работы в малых группах, взаимодействие с психологами и педагогами.
Гиперактивные дети испытывают постоянный «сенсорный голод», и психологами в результате работы было установлено, что именно художественно-предметная деятельность – наиболее эффективный способ коррекции.
Ребенок усваивает сенсорные эталоны, способы ориентирования предметами, их функциональное назначение, интерес к действиям взрослого, испытывает эстетическое чувство от вещей. И чтобы быть удовлетворенным, выразить свои чувства, эмоции важен значимый, яркий результат своей деятельности.
Можно сказать, что такая деятельность приносит значимый, яркий результат, она совместна со сверстниками, учит планировать сюжет игры, приводит к долгосрочному, пошаговому процессу, также к тесному контакту со сверстниками, гордости за свои достижения, частое переживание положительных эмоций, проявление фантазии созидательного, а не разрушительного плана. А похвала со стороны взрослого и детей – это очень важная составляющая в процессе становления самосознания таких детей.
Для проведения коррекционной работы с гиперактивными детьми нет единых программ, так как каждый ребенок индивидуален.
План содействия развитию ребенка может отвечать его потребностям в том случае, если в центре внимания находится личность ребенка и учитываются особенности его окружения.
Психологические литературные источники и многолетние исследования проблемы гиперактивности обосновывают ряд советов родителям, как же корректировать, не усугублять гиперактивное поведение детей.
1. Проявлять последовательность в соблюдении правил и в применении мер наказания
2. Следить за речью (медленно, спокойно)
3. Обращать внимание на малейшее позитивное поведение ребенка
4. Избегать непрерывных «Нет» и «Нельзя»
5. Соблюдать режим, четкий распорядок дня
6. Выделить для ребенка комнату, ее часть, чтобы была только его территория. Простота. Ясные, спокойные цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание
7. Не предлагать одновременно несколько дел. Пусть ребенок занимается чем-то одним, но качественно, доведя начатое до конца
8. Определить круг посильных и важных для ребенка обязанностей. Отмечать и хвалить его, даже если результаты незначительны
9. Стараться ограничивать число товарищей, так как большое скоплении детей может привести к перевозбуждению нервной системы ребенка
10. Желательно, чтобы в семье все взрослые придерживались единых правил поведения, требований к ребенку
Каждую семью, имеющую ребенка с синдромом гиперактивности, волнует вопрос: «Что же ждет в будущем моего непоседливого ребенка?»
Помощь чаще приходит отткуда. Откуда ее никто не ждет. В результате изменений в детском организме, связанных с половым созреванием, часто случается, что в возрасте между 12-18 годами ребенок из гиперактивного превращается в спокойную, уравновешенную личность.
Будьте оптимистичны дорогие педагоги и родители!
Таким образом, подводя итог, можно выделить следующие важные моменты, касающиеся такой проблемы, как гиперактивность.
Что это? Проявление неконтролируемой, повышенной активности.
В чем проявляется? Неспособность к длительной концентрации внимания. Ребенок не в состоянии спокойно сидеть на стуле, его как бы распирает изнутри.
ПРИЧИНЫ
• Нарушения Центральной нервной системы
• Эмоциональные стрессы и переутомления
ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
• Проблемы психологического характера из-за отношения к ребенку сверстников;
• Слишком активный ребёнок часто сталкивается с серьёзными проблемами в годы обучения в школе
КАК БЫТЬ
Согласованность и последовательность поведения родителей
по отношению к ребенку
Избегание чрезмерной мягкости и постановки требований, которые он не в состоянии выполнить в сочетании
с излишней требовательностью и наказанием
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ГИРЕРАКТИВНОГО РЕБНКА
• Использование определенных правил и положения подкрепления
Члены семьи обсуждают и устраивают такие правила и обязанности. Они просты, доступны, понятны. Количество запретов и ограничений сводится к минимуму. Поощрение целенаправленной. Сосредоточенной деятельности, похвала ребенка в каждом случае, когда удается довести начатое дело до конца. Хорошие отношения между родителями и ребенком способствуют контролю своего поведения детьми.
• Ежедневное выполнение определенного распорядка дня
Особенно трудно гиперактивному ребенку правильно распределять свои силы и время. Поэтому вместе с родителями обсуждается распорядок дня, который должен выполняться с максимальной точностью.
• Регулирование информации и выбор необходимых дел
Гиперактивным детям сложно выполнять многосложные инструкции. Оптимально выбрать и обсудить с ребенком два важных дела, с которыми он в состоянии справиться в течение дня.
• Контроль за плохими привычками и изменениями действий
Не стоит добиваться изменить несколько нежелательных форм поведения ребенка сразу, это трудная задача. При объяснении правил не стоит вдаваться в долгий спор, уместней дать понять ребенку, что это принесет ему пользу, за хорошее поведение он получит поощрение, награду.