Наталия Шокурова
Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе
Белгородская область
Город Старый Оскол
МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей»
Воспитатель
Шокурова Н. Ю.
«Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе».
«Интерактивные методы проведения родительского собрания как современная форма взаимодействия родителей и педагогов».
Семья и дошкольное учреждение – это два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Публикация «Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе» размещена в разделах
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Но, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада : он должен стать открытой системой.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Все формы работы с родителями подразделяются на:
- коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные;
- традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные:
1. Информационно-аналитические анкетирование; опрос; "почтовый ящик".
2. Наглядно-информационные родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
3. Познавательные родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии.
4. Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.
Остановимся на родительском собрании. Какое же должно быть собрание, что бы оно дало результат?
Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей, а так же анонс о будущих мероприятиях. Приглашение родителей к сотрудничеству, участию в мероприятиях и жизни группы еще раз укрепит взаимоотношения ДОУ с семьями воспитанников. Собрание должно запомниться и заставить задуматься. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем. На каждого родителя должно хватить времени, но и растягивать собрание надолго, то, же не стоит. Так же необходимо учесть момент обсуждения, каких либо вопросов между самими родителями, что поспособствует налаживанию взаимоотношений между самими родителями.
Стоит помнить, что собрание - это не лекция и не урок, и привлекать родителей к диалогу.
Диалог на родительских собраниях - это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность, и как результат - проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.
Диалог порождает новый смысл собрания - встреча партнеров, которая достигается посредством группового родительского собрания.
Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых. А так же:
- уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;
- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;
- активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;
- определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);
- стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.
Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Их использование позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет воспитатель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя иначе.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
Самые активные формы работы - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.
На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу ( сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.).
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. – М., 1986 г.
2. Арнаутова Е. П. Зубова Г. Г. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. М., ТЦ. Сфера 2006 г.
3. Арнаутова Е. П. «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ., № 4. 2002г
4. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекоменда ции. — Мн., 2001 г.
5. Богословец Л. Г., Майер А. А. «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях малого города». Управление ДОУ., №5. 2004г.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? М. Сфера, 2005г.
7. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Дошкольное воспитание. № 1; № 2. 2000 г.
8. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М. Мозаика-Синтез 2007 г.
9. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М. Мозаика – Синтез, 2007 г.
10. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М. Сфера, 2005 г.
11. Корюкина Т. В. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи. Дошкольная педагогика. №8. 2008 г.
12. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. М. Сфера, 2005 г.
13. Ленченко Т. В. Социальное партнерство семьи и детского сада. Управление ДОУ. № 3. 2008 г.
14. Лобанок Т. С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Мозырь, 2004 г.
15. Свирская Л. Работа с семьёй : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 г.
16. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.
17. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями». Дошкольная педагогика. №7. 2007 г.