Наталья Вагина
Формы работы с родителями по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы работы с родителями по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с ОНР»
О важности проведения педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение речи, ОНР
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается у детей дошкольного возраста, однако при этом ярко выделяется несоответствие между стремлением и умением общаться. Именно коммуникативная способность дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми. Эта способность должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.
Следует отметить, что в присутствии родных овладение коммуникативной способностью происходит эффективнее, поскольку ребёнок чувствует себя более комфортно и уверенно, а также на то, что коммуникативная способность формируется у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
В работе с семьёй можно использовать разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе.
Примеры форм работы с родителями :
1. Родителей можно познакомить с техникой «Я-сообщения», главное правило которого - говорить о своих чувствах ребенку от первого лица, сообщать о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Данный способ общения-диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Назначение его совсем другое - установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности.
2. Стенгазета
Газета может быть создана в рамках календарно-тематической недели или важного события группы. Дети вместе с родителями отбирают фото, где отображено значимое событие в жизни ребенка, которое вызвало сильные и положительные эмоции, обсуждают этот момент в жизни ребенка или его семьи. Вместе с воспитателем и сверстниками уже в группе оформляют газету, при этом также рассказывают об истории своей фотографии, но уже в другой ситуации и обстановке.
Стенгазета обычно вывешивается в раздевалке доступном для детей месте, рассматривание и обсуждение может быть длительным: во время утреннего приема, сбора на прогулку, ухода домой. Причем родители являются активными участниками диалога.
Ценность данной формы работы заключается в том, что дети учатся свободно общаться в непринужденной обстановке, возрастает речевая активность дошкольников.
3. Создание семейных альбомов.
Форма активного сотрудничества ребенка и родителей, которая является результатом календарно-тематических недель. Педагог дает четкую установку на оформление фотоальбома, предлагает определенную лексическую тему или другую, такую как - «Как МЫ провели лето», «Зимние каникулы», «Красота природы родного края» и т. д. Рассматривать фотоальбомы необходимо совместно с детьми всей группы. Конечным итогом данной формы работы является развитие свободного общения и развития лексической стороны устной речи, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм.
4. Утренники, развлечения – это форма работы с родителями, с помощью которой создается особая эмоциональная комфортная обстановка, позволяющая сблизить всех участников педагогического процесса. Во время таких форм работы дети учатся слушать других – детей и взрослых, сопереживать друг другу, тем самым повышается уровень благополучия взаимоотношений детей в группе и развиваются их коммуникативные навыков; снижается враждебность у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
5. Сочинение сказок.
Все дети любят сказки. Они могут подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. Почему бы, не дать возможность детям совместно с родителями, самостоятельно сочинить сказку.
Присутствие родителей сделает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник.
Темы для сочинения сказкок, могут быть совершенно разнообразными, например такими как:
- «Закончи сказку»
- «Сказка о конкретном персонаже»
-«Сказка по заданной теме»
-«Сказка об игрушках»
-«Сказка на свободную тему»
6. Родительские конференции
Данная форма работы, представляет собой обмен опыта родителей друг с другом по развитию коммуникативной способности детей в семье. Насколько слаженно и дружно можно создавать удивительные картины, предметы, изделия. Педагог обозначает родителям актуальную тему и до назначенного дня конференции, родители готовятся совместно с детьми.
На конференции каждый родитель совместно с ребенком представляет свою работу, рассказывая и показывая всем присутствующим, почему была выбрана именно эта тема и техника изготовления. После конференции можно подготовить выставку данных работ.
Итог: Главными результатами работы с родителями является повышение коммуникативной способности дошкольников и улучшение детско-родительских отношений.
Во всех формах работы с родителями и детьми создаются условия для развития коммуникативной личности – ее компетентности (языковой способности, эмоциональности, общительности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения, а также развитие фонетической, лексической, грамматической стороны речи ребенка.
Повышая коммуникативную способность дошкольника путем создания специально-организованных условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.