Елена
Формы работы с детьми в группе в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с детьми в группе в период адаптации разнообразны : организованная игровая деятельность, выполнение культурно – гигиенических навыков, прогулки, досуги, детские праздники.
Лучшим средством для преодоления адаптации ребёнка к детскому саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Задачи игр в этот период.
- создания положительного эмоционального настроя в группе;
Публикация «Формы работы с детьми в группе в период адаптации» размещена в разделах
- снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
- развитие игровых навыков;
- воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым. Инициатором игр всегда выступает конечно же воспитатель.
Одним из главных условий проведения игр является добровольность участия детей. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать её с небольшой группой желающих. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием. Постепенно, как правило, все воспитанники группы участвуют в игре.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.
Различают четыре степени тяжести адаптации :
1. Легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми и сам идет на контакт.
2. Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности).
3. Тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Свехтяжелая адаптация : около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли оставаться в детском саду, возможно он «несадовский» ребенок.
Основной вид деятельности в адаптационный период для малыша – это игра.
Опираясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточено действовать с предметами. Попадая в детский сад,
они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело. Основная задача игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Много времени и сил в этот период педагогу придется уделять формированию у детей навыков самообслуживания. В новых условиях даже те дети которые дома ели, одевались, пользовались горшком, могут начать просить покормить их, помочь одеться. В этом проявляется подсознательное желание ребенка проверить, готовы ли взрослые заботиться о нем, любят ли они его. Поэтому педагог никогда не должен отказывать малышу в помощи. Если ребенок будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет делать сам все, что умеет. Однако тех детей,которые просто не умеют что-то делать, надо терпеливо и настойчиво учить, одновременно помогая им. Ребенок должен чувствовать, что вы учите его не для того, чтобы он не докучал вам своими просьбами, а для того, чтобы он умел все делать сам, как большой. Поэтому-то обучение должно всегда сочетаться с помощью. Каждое прикосновение рук педагога должно быть приятно ребенку. Одевать, причесывать, кормить детей надо ласково. Желательно постоянно разговаривать с детьми.
В моей группе по списку всего 18 человек:
- в лёгкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 10 детей, что составляет 55.5 % от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении со взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны.
- 5 детей со средней степенью адаптации, что составляет 27.7 %, дети переболели по 2-3 раза, у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, отказ от сна или приёма пищи. Но по истечении 2-х месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.
- у 3-их детей 16.6% адаптация прошла тяжело. Это было связано с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностям нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада. По истечению 4-х месяцев поведение у детей нормализовалось.
С детьми в этот период проводились различные игры. Это коммуникативные игры, которые направлены на формирование Эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой.
Например такая игра как «Иди ко мне» с использованием многофункционального фартука на котором нашито веселое лицо матрешки, сделаны рукава с руками (которыми можно нежно обнять и погладить малыша, а также нашиты погремушки для развлечения детей.
Ход игры. Взрослый находясь от ребенка на не большом расстоянии манит его к себе ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Андрюша пришел!» Также очень эффективным методом является чтение различных потешек. Например таких как «Петушок,петушок, золотой гребешок.» или «Ладушки, ладушки» и еще потешки для режимных моментов такая как «Чистая водичка, помоги умыть мне личико».
Это игры- забавы которые снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В тоже время они учат детей действовать согласованно и самостоятельно. Особенно важно участие в такой совместной игре вялых, пассивных малышей. (например «мыльные пузыри» ,»догонялки с мишкой», «играем с мячом»). Очень нравятся детям пальчиковый театр и куклы бибабо. Они развлекаю развивают и отвлекают детей. Они с удовольствием смотрят с ними сказку, гладят, щупают и пытаются одеть себе на пальчик или ручку. Очень эффективны так же хороводные игры. Они сплачивают детей в группе, дают возможность каждому ребенку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль. Такими играми являются: «Раздувайся пузырь!», «Карусели», «Мы топаем ногами».
Так же на общение детей друг с другом и с воспитателем побуждают игры-знакомства (игры-обращения, например: «Кого сегодня нет?», «Ласковое имя» и др. Цель таких игр- учить ребенка отзываться на свое имя, называть другого ребенка по имени, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Активное общение воспитателя с детьми осуществляется и посредством групповых подвижных игр, таких как: «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята». Очень интересны для малышей пальчиковые игры – эти игры способствуют развитию мелкой моторики рук, которая необходима для дальнейшего развития речи такие игры : «Кто в кулачке», «Семья». Дети с удовольствием стараются повторять движения за воспитателем.
Так же для развития речевой активности эффективны игры связанные с дыхательной гимнастикой например: «Подуй на шарик»
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик.
Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действия.
Очень интересными занятиями для малышей является так же рисование не стандартным способом (пальчиком, ладошкой) которые тоже способствуютразвитию мелкой моторики рук. Переливание воды из одной не большой емкости в другую. Такое занятие хорошо успокаивает и отвлекает детей.
В заключении хочется сказать, что продуманная организация адаптационного периода помогает детям безболезненно включиться в детский коллектив и чувствовать себя спокойно и уверенно.