Приложение МААМ

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Надежда Якимова
Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и нам – инструкторам. Именно наше умение методически правильно организовать и провести образовательную деятельность, нестандартные инновационные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Таким образом инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития качества образования с целью оптимизации содержания методов и форм образования.

Эффективность педагогических инноваций в значительной степени определяется наличием у педагога и уровнем развития инновационной культуры: отражение целостной ориентации личности педагога на инновационно-педагогическую деятельность в его мотивах, знаниях, умениях и навыках, в образах и нормах поведения (гибкое продуктивное мышление, активное воображение.

Одним из главных современных инновационных преобразований в системе дошкольного образования является изменение содержания физического развития и воспитания детей в соответствии с ФГОС

В соответствии с современными стандартами развиваются и инновационные процессы по данному направлению:

1. Система модульного подхода в организации

· модели здоровьеукрепляющиего и здоровьеформирующего обучения

· модель культуры здоровья

· модель здоровьесберегающего поведения

· системная модель физкультурно-оздоровительной работы

· модель реализации и интеграции образовательных областей

На основе модульного подхода обеспечивается включение нового содержания в реализацию основной задачи – охраны и укрепления здоровья детей.

2. Технологии формирования стремления к здоровому образу жизни

· Здоровьесберегающие - направлены на сохранение здоровья: технологии диагностики и контроля за состоянием здоровья и физическим развитием; технологии оптимизации педагогического процесса; организация сбалансированного питания; профилактические мероприятий по снятию эмоционального напряжения, уменьшению заболеваемости; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

· Здоровьеукрепляющие - направлены на укрепление и стимулирование здоровья: оптимальный режим двигательной активности: подвижные и спортивные игры в помещении и на улице, физкультминутки и динамические паузы, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные праздники и досуги,

· Лечебно-оздоровительные технологии, направленные на компенсацию здоровья детей (массаж, стопатерапия, ароматерапия, инфракрасная сауна, оздоровительное плавание, гомеопатический комплекс и др., закаливание, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия

· Здоровьеформирующие - направлены на приумножение здоровья: Технологии обучения здоровому образу жизни (Физкультурные и оздоровительно-развивающие занятия)

3. Технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников на основе формирования информационной компетентности воспитанников по нескольким группам тем:

«История физической культуры» - теоретические сведения, знакомящие детей с историей различных видов спорта и историей Олимпийских игр.

«Организм человека» - темы, рассказывающие о строении и функционировании организма человека и различных двигательных возможностей мальчиков и девочек,

«Основы личной гигиены»,

«Физические упражнения» - значение и предназначение конкретных упражнений,

«Охрана здоровья и ОБЖ»,

4. Рефлексивно-игровые технологии: стабилизация и коррекция самооценки развитие физических качеств на основе комплексного анализа двигательной деятельности детей

5. Проблемно-игровые технологии: игротренинги

6. Технология проектной деятельности: информационно-познавательные проекты по приобщению к ЗОЖ

7. Комплексно-тематическое направление образовательной деятельности в рамках области «Физическая культура»

8. «Фитнес» можно рассматривать как инновационную систему физических упражнений, связанную с оздоровлением человека, совершенствованием его физического развития и физической подготовленности, согласованную с индивидуальным состоянием психофизической сферы и мотивационной определённостью, личной заинтересованностью.

Стратегия физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности фитнеса направлена:

на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;

на формирование активной личной позиции в достижении результатов по укреплению здоровья, приобщения к здоровому образу жизни, повышению уровня физической подготовленности;

на внедрение в педагогической среде фитнес-технологий;

на развитие эффективных форм и способов организации досуга детей с помощью позитивно-ориентированной рекреационно-оздоровительной деятельности.

В педагогической практике широко используются:

танцевально-игровая гимнастика, двигательный игротренинг. фитбол- и степ- аэробика, лечебно-профилактический танец, ритмопластика, элементы стрейчинга.

Как мы уже поняли, применение инновационных технологий в физическом воспитании дошкольников – одно из главных условий для проведения результативной работы на современном этапе. Современные направления физического воспитания дошкольников делятся на два основных направления: Детский фитнес: фитбол, степ, йога, батут, аквааэробика и др. и Спортизация: внедрение отдельных элементов видов спорта (спортивной, художественной гимнастики; единоборства; спортивные игры: волейбол, баскетбол, плавание и др., круговая тренировка, тренажеры

1. Детский фитнес: Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитболгимнастика позволяет решать следующие задачи: развитие двигательных качеств, обучение основным двигательным действиям, развитие и совершенствование координации движений и равновесия, укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки, улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития, улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Степ – аэробика для детей дошкольного возраста. Занятия со степом способствуют: формированию осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координации движений, формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения. Йога для детей: совершенствует силу, выносливость, увеличивает пластичность и гибкость суставов, улучшает работу вестибулярного аппарата, успокаивает и гармонизирует эмоциональное состояние ребёнка Аквааэробика - это вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Занятия аквааэробикой способствуют: релаксации и расслаблению нервной системы, разгрузке как позвоночника, так и всего опорно-двигательного аппарата, массажному эффекту, улучшению циркуляции крови, лимфы в организме, развивать координацию и выносливость, закаливанию.

2. Спортизация: Одно из направлений спортизации – внедрение отдельных элементов разных видов спорта: спортивной, художественной гимнастики; единоборства; плавание; спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол и др.) Круговая тренировка. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие дифференцирование нагрузки посредством последовательного использования на "станциях" однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности. Использование современных тренажеров в практике физического воспитания дошкольников позволяет обеспечить функциональную тренировку организма ребёнка, современные тренажеры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым побуждают детей к двигательной активности.

Таким образом, суть перехода к инновационному образованию состоит не в поиске абсолютно новых, универсальных педагогических технологий, а в изучении особенностей и способов эффективного применения традиционных средств и методов воспитания, имеющих серьезное физиологическое, гигиеническое и психолого-педагогическое обоснование. Только в этом случае инновации будут выполнять свою главную функцию – являться существенным элементом развития образования, приводящим к модификации его содержания и качества.

На сегодняшний день «фитнес» можно рассматривать как инновационную систему физических упражнений, связанную с оздоровлением человека, совершенствованием его физического развития и физической подготовленности, согласованную с индивидуальным состоянием психофизической сферы и мотивационной определённостью, личной заинтересованностью.

Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре - фитнес-технологии, который встречается и в научных исследованиях, и в методических разработках, и в образовательных программах.

А кроме озвученных фитнесс-технологий, мне бы хотелось затронуть такие интересные, на мой взгляд, практики как:

v Горизонтальный пластический балет (ГПБ) – это новая эстетико-оздоровительная технология, сочетающая в себе элементы физической культуры, хореографии, ритмики, пантомимы, художественной гимнастики, аэробики, аква-аэробики, йоги, пилатеса. Может выступать в качестве отдельной малой формы физического воспитания дошкольников. Начинается программа ГПБ из следующих стартовых поз: позы «эмбриона» (лежа на боку, сгруппировавшись, позы «полуэмбриона» (то же самое, только несколько раскрыв туловище и конечности; похожа на типичную позу сна, лежа на спине, лежа на животе, в позе на низких четвереньках (в собранном коленно-локтевом положении). Большинство поз и упражнений в ГПБ осуществляется в лежаче-горизонтированных, четырехопорных («животных») положениях – можно вести речь о партерной гимнастике, выполняемой в кошачьем стиле.

Для горизонтального пластического балета характерны относительно медленные, спокойные, плавные движения, приближающиеся к естественным ритмам функционирования основных систем организма (частоты дыхания, сердечных сокращений в спокойном состоянии, ритмичных сокращений желудка и кишечника и др.).

Данная форма работы с детьми используется в качестве гимнастики пробуждения, в подготовительной части физкультурного занятия, как фрагмент музыкального занятия, занятия по хореографии, театрализованного представления, а также применяется для коррекции нарушений осанки у детей и психокоррекции.

В ГПБ максимально полно отражаются образность, музыкальность, хореографичность, эмоциональность, выразительность в ролевых проявлениях, воображение детей. Именно в этой форме (индивидуальной балетной композиции или группового тренинга) можно максимально полно воплотить образы, созданные в воображении, в реальный двигательный рисунок.

v «Забавные физкультуринки» – новая, более гибкая и демократичная форма гимнастики пробуждения. Ее отличие от гимнастики пробуждения заключается в том, что в работе с детьми педагог теперь не использует единый игровой сюжет (поскольку дети приходят в детский сад по-разному, также как просыпаются они днем не все одновременно, а постепенно).

Под «забавными физкультуринками» подразумеваются отдельные игровые упражнения, не связанные друг с другом по сюжету, желательно, с веселыми, юмористическими названиями, которые проводятся по эволюционному принципу (от горизонтальных положений – к вертикальным). Удобны для проведения как в помещении, так и на улице. Использовались в качестве динамической разминки в процессе относительно долгой учебной статической деятельности. «Забавные физкультуринки» отличает их веселость, радостность.

Внедрение инновационных технологий – одно из важных условий для успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, для создания необходимой здоровьесберегающей среды, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка.

Публикации по теме:

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов ДОУ «Проектная технология в физическом воспитании и развитии дошкольников» Использование технологии проектной деятельности в образовательной области «Физическое развитие» в ДОУ позволяет решать основные воспитательные.

Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей»Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей» Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей. Общеразвивающие упражнения – это простые физические упражнения, выполнение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 24 января 2025 в 07:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Якимова (УИ 3526626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД