Слюсаренко Яна
Формы организации музыкальной деятельности на занятиях в ДОУ посредством игровых технологий (методов)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование музыкальной культуры детей проявляется во всех
видах музыкальной деятельности. Песенки малых форм, попевочки,
музыкальной игры, помогают музыкальному руководителю
мотивировать детей к проявлению талантов, формируя в них
уверенность в себе, своих силах.
Дети раскроют свои способности в вокальном и танцевальном
творчестве, драматургии, речевом развитии и физическом развитии.
Публикация «Формы организации музыкальной деятельности на занятиях в ДОУ посредством игровых технологий (методов)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Именно в музыкальной деятельности происходит формирование
образного мышления и воображения, этим она интересна и
привлекательна для ребенка.
Цель: развитие творческого потенциала, образного мышления,
речевой активности, развитие интереса к необычным формам
исполнения.
Задачи: создать эмоционально положительную атмосферу, научить
ориентироваться в пространстве, придумывать характерные
действия персонажа.
«Андрей-воробей»
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек,
Из-под палочек.
Педагог исполняет попевку, знакомит детей с мелодией.
Обсуждает с детьми о чем в ней поется, о каких птичках. Все ли
дети обратили внимание, что кроме воробья, еще поется про
птичку галку и голубей. Рассказать детям об этих птицах. У
воробья есть имя – Андрей. Проговорить с детьми текст.
Для детей 3-5 лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель
отстукивает метро-ритм, затем исполняет вместе с детьми.
Разучивают мелодию на одном звуке, затем на двух. При
исполнении попевки можно использовать музыкальные и шумовые
инструменты для сопровождения.
Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет
границ. Похвалить детей за проявленную фантазию.
Для детей 6-7 лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель
отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети
повторяют. Разучивают мелодию на одном звуке, затем на двух.
Позже, повторяя попевку на последующих занятиях, можно
использовать трезвучия, поступенное движение мелодии, движения
мелодии вниз и вверх, плавно-легато, отрывисто-стаккато,
использовать музыкальные и шумовые инструменты для
сопровождения (колокольчики, бубны, маракасы и т. д.). Похвалить
детей за разнообразное исполнение.
Таким образом, развивается интерес детей к запоминанию
необычных форм исполнения, чувство ритма, чистая интонация,
внимание, желание и умение подражать, фантазировать, продолжает
развиваться детская речь.
«Два кота»
Та, та, два кота,
Два пушистеньких хвоста.
Серый кот в чулане,
Все усы в сметане.
Черный кот залез в чулан,
И мышонка там поймал.
Педагог исполняет песенку, знакомит детей с мелодией.
Обсуждает с детьми о чем (2 кота и мышонок) в ней поется, сколько
котов, какого они окраса (цвета, объяснить непонятное слово
«чулан». Проговорить с детьми текст. Обратить внимание на
незатейливый характер песенки. Петь легко и естественно, немного
манерно.
Для детей 4-5 лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает
метро-ритм, затем исполняет вместе с детьми.
Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по-возможности подпевают,
затем поют самостоятельно. При очередном исполнении песенки
можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для
сопровождения. Песенку разделить на три части и исполнить по
группам, каждая исполняет свой образ.
Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет границ.
Похвалить детей.
Для детей 6-7лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель
отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети
повторяют. Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по возможности
подпевают, затем поют самостоятельно.
Песенку разделить на три части и исполнить по группам, каждая
исполняет свой образ.
При исполнении песенки можно использовать музыкальные и
шумовые инструменты для сопровождения (колокольчики, бубны,
маракасы и т. д.).
Обсудить с детьми, пофантазировать, что сделал черный кот с
мышонком, когда его поймал (поиграл, съел, кот поймал мышонка, а
тот вырвался и убежал в норку).
Детям очень нравиться инсценировать эту песенку. Ребята
придумывают различные движения своим героям. Выступают с
песенкой как артисты на сцене (соло, дуэт, трио, квартет и т. д).
Детям нравится, чтобы им аплодировали. Похвалить детей за
образность исполнения. Все артисты молодцы!
Таким образом, у детей развивается воображение, наблюдательность,
умение передавать музыкально-двигательный образ. Дети учатся
интонировать, петь ритмично, изменять характер движения с
изменением текста, самостоятельно создавать
музыкально-двигательный образ в соответствии с текстом,
эмоционально и выразительно придумывать интересные жесты,
имитировать характерные действия персонажа (облизывается, все
усы в сметане, крадется в чулан, ловит мышонка).
«Еж, еж»
-Еж, еж, где живешь,
Кому яблочко несешь?
- Я живу в густом лесу,
Маме яблочко несу!
Педагог исполняет песенку, знакомит детей с мелодией.
Обсуждает с детьми о ком в ней поется (о ежике, который несет
маме яблоко). Можно разделить песенку на две части
(вопрос-ответ). Проговорить с детьми текст. Обратить внимание на
незатейливый характер песенки. Петь легко и естественно, немного
манерно.
Для детей 4-5 лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель
отстукивает метро-ритм, затем вместе с детьми. Разучивают
мелодию. Педагог поет, дети по-возможности подпевают, затем поют
самостоятельно.
При очередном исполнении песенки можно использовать
музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения.
Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет
границ.
Дети стоят в кругу, в центре ребенок-ежик (на голове шапочка
ежа, в руке яблоко). Исполнить песенку по ролям.
Предложить ежику, другому ребенку спрятаться в центре круга
(закрыть лицо ладошками, дети идут по кругу хороводным шагом,
исполнить песенку по ролям и т. д. Похвалить детей.
Для детей 6-7лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает
метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети повторяют.
Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по-возможности
подпевают, затем поют самостоятельно. Песенку разделить на две
части и исполнить по группам, каждая исполняет свой образ.
Дети очень любят инсценировать эту песенку, придумывать
различные варианты исполнения.
Дети стоят в кругу, в центре ребенок-ежик (на голове шапочка
ежа, в руке яблоко). Исполнить песенку по ролям.
Предложить ежику, другому ребенку, спрятаться в центре круга
(закрыть лицо ладошками, дети идут по кругу хороводным
шагом, исполнить песенку по ролям и т. д.
Разделить детей: мальчики - ежики, прячутся в центре круга
(закрывают лицо ладошками), девочки идут по кругу хороводным
шагом, исполнить песенку по ролям, затем поменяться ролями.
Мальчик-ежик прячется (приседает, закрыв лицо ладошками) в
центре зала, остальные дети делают вид, что ищут ежика.
Расставить стульчики по залу врассыпную, все дети - ежики
прячутся за стульчики, воспитатель их ищет.
Можно использовать эту инсценировку в работе с родителями (на
концертах, досугах, собраниях) : все дети-ежики врассыпную по
залу прячутся, родители ходят и ищут.
При исполнении песенки можно использовать музыкальные и
шумовые инструменты для сопровождения. Похвалить всех
участников.
Таким образом, развиваются интонирование, навыки игровой
выразительной и эмоциональной передачи образов (мимика, поза,
жест, движение, умение ориентироваться в пространстве.
Развивается быстрота реакции и творческое воображение.
«Стройка»
Тук, тук, молотком,
Мы построим новый дом.
Цель: развивать моторику двигательного аппарата, слуховое
восприятие, артикуляцию, речевую декламацию
(ритмо-декламация, ритмическую активность, сочетание речи и
движения.
Задачи: развивать память, слух, ритм, обратить внимание на
правильную артикуляцию. Передавать в движении и речи
динамику «пиано» и «форте», формировать правильную осанку,
учить детей координировать движения рук и ног, выполнять
широкие движения и небольшие шаги, развивать детскую
двигательную фантазию, развивать речь, развивать творческое
воображение.
Дети стоят в кругу. Предложить детям приехать на стройку на
транспорте, который они сами себе представят. Взять в руки руль
и издавая разные звуки (тыррр,пых, жжжж и т. д., ехать.
Издаваемые звуки разогревают мышечный речевой аппарат.
Стоп. Приехав на стройку, надеть воображаемые каски и взять
инструмент.
Дети смотрят на педагога, который четко проговаривает текст,
хлопая сначала метро-ритм, затем ритмический рисунок. Дети
повторяют.
Сначала движения для рук: «Большой молоток» - правая рука - в
кулачке сверху, левая рука – «гвоздик», снизу под правым кулачком
и размашистым движением, проговаривая слова, ритмично ударять
«большим молотком» по «гвоздю» пульсируя метро-ритм. (сначала
четвертями).
Затем задания усложняются. Форте - проговариваем громко и
соответственно движения рук размашистые, пиано, наоборот -
проговариваем тихо и соответственно движения рук мелкие. Затем,
прохлопываем ритмический рисунок и соответственно: фортепроговариваем громко и соответственно движения рук размашистые,
пиано, наоборот - проговариваем тихо и соответственно движения рук
мелкие.
Затем меняем руки: «Большой молоток» - левая рука - в кулачке
сверху, правая рука – «гвоздик». Выполнить задание: исполнить
форте или пиано, метро-ритм: сначала проговорить четверти –«та»,
потом слова с движениями, затем ритмический рисунок: проговорить
четверти «та-та», восьмые «ти-ти», потом четко проговаривая слова.
Теперь руки убрать за спину.
Вопрос детям: «Как показать молоток и гвоздь без рук?»
( Ответ: Молоток – нога, высоко поднимать ногу согнутую в колене
и опускать со стуком на пол, «стучать».)
- руки за спиной или на поясе.
*активно сгибая правую ногу в коленке и твердо опуская ее на
пол, исполнить метро-ритм четвертями, сначала на форте
проговаривая четверти «ТА-ТА»,потом метро-ритм со словами; затем
действия те же, но проговариваем ритмический рисунок «ТА-ТА,
ти-ти, ТА»…
* то же задание левой ногой,
* Вопрос детям: «Как ножкой показать маленький молоточек?»
( ответ: Нужно ножку поставить вперед на носочек).
* То же самое задание, что описано выше, только ножку ставим
вперед на носочек и все действия выполнять на пиано и
проговаривать шепотом.
* Предложить детям придумать свой вариант, изобразить молоток
и гвоздь.
Таким образом, педагог оценивает для себя каждого ребенка по
критериям: артикуляция, ритм, координация, интерес к игровому
процессу, творческую инициативу.
Список литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп.
-М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.
2. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры. Песня, танец, марш. -2-е
изд., перераб. - М. :ТЦ Сфера, 201