МААМ-картинки

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

Елена Геннадьевна Вакуленко
Формирование звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т. е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.

Воспитание звуковой культуры речи

воспитание орфоэпически выработка дикции формирование правильного правильной речи звукопроизношения

Публикация «Формирование звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

формирование выразительности речи

Работа по звуковой культуре речи должна вестись в следующих направлениях:

1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).

Характеристика звуковой культуры речи у дошкольников.

Младшая группа:

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата.

Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более).

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков.

Большинство детей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими звуками :

Звук ш – звуками с, ф;

Звук ж – звуками з, в;

Звук ч – звуками ц, ть;

Звук щ – звуками сь, ть.

Сонорные звуки р, рь, дети заменяют звуком й или ль.

Удлиняется выдох. Малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3-4 секунд и более.

Совершенствуется речевой слух ребенка.

Ребенок различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова.

Средняя группа

У детей этого возраста резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение.

Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Достаточно развит речевой слух: дети различают силу голоса окружающих, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации.

У ребенка 5 года жизни удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить на одном выдохе в течение 3-7 секунд.

К концу года ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка.

Старшая группа

На 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.

Более продолжительным становится выдох: на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а. у. и в течение 4-8 секунд.

У детей этого возраста достаточно развит фонематический слух.

Подготовительная к школе группа

Произносительная сторона речи детей достигает довольно высокого уровня.

У детей достаточно развит фонематический слух

Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.

Младший дошкольный возраст :

- преодоление общей смягченности произношения;

- воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков : а, у, и, о, э;

- уточнение и закрепление произношения согласных звуков : п, б, м, т, д. н, к, г, ф, в;

- свистящих звуков – с. з, ц;

- развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

--подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

Средний дошкольный возраст

В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений.

Содержанием обучения является

- закрепление произношения гласных и согласных звуков;

- отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (л, р);

- продолжается работа над дикцией;

- продолжается развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.

Старший дошкольный возраст

Воспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на

- совершенствование произношения звуков,

- выработку отчетливого произношения слов,

- умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки с - з, с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р.

Подготовительная к школе группа

Основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов.

Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи, силой голоса, темпом речи.

Работа по звуковой культуре речи строится во всех группах в двух направлениях:

-работа над формированием правильного звукопроизношения

- работа над общими речевыми навыками.

Средства воспитания звуковой культуры речи :

-игры;

-чистоговорки;

-стихи;

-считалочки;

-загадки;

-скороговорки.

Методы и приемы звуковой культуры речи

словесные

практические упражнения с включением

- игры; речевого материала

дыхательные упражнения; рассказы

- образная физкультурная пауза.

наглядные

показывание картинок;

- образец правильного произношения.

Таким образом, в работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами, родителями.

Публикации по теме:

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» (из опыта работы воспитателя) «Как бы хотелось, чтобы Ребенок почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить.

Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи дошкольниковДидактическая игра для развития звуковой культуры речи дошкольников Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Консультация для родителей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность» Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» В последние годы наблюдается.

Консультация «Формирование звуковой культуры речи у детей первой младшей группы» Консультация «Формирование звуковой культуры речи у детей первой младшей группы» К трем годам произносительная сторона речи у детей не.

Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении.

Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной жизни.

Выступление на педсовете «Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм видов детской деятельности» Форма проведения: Педагогический марафон. Педагоги делятся на 2 команды. 1. Первое задание «Зарядка» 1-й команде- комплекс артикуляционной.

Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 20 января 2019 в 10:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуковой культуры речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Геннадьевна Вакуленко (УИ 529758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД