Ирина Коцеруба
«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» (из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
«Как бы хотелось, чтобы Ребенок почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно. Надо разговаривать с Ребенком, произносить вслух интересные слова, спрашивать, что он слышит в том или ином слове. И Ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять, и Сам начнет открывать огромный мир звучащего русского языка». Эти слова Е. И. Синицыной стали для меня своеобразным девизом в профессиональной деятельности.
Значение звуковой культуры речи неоспоримо, так как:
Публикация «„Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников“ (из опыта работы воспитателя)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение;
- звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре;
- неясная речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер;
- правильное звукопроизношение является ведущей линией развития речи дошкольников.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Поэтому так важна профессиональная компетенция педагога в вопросах воспитания звуковой культуры речи.
Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», задачи воспитания
звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:
1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах : звук-слог-слово-предложение-текст.
3. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
4. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова, вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.
5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
6. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции).
Организация образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи
Работа по воспитанию звуковой культуры речи систематически осуществляется мною в различных формах:
1. Фронтальные занятия, которые проводятся как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой.
В структуру занятий включаю следующие разделы:
1. Артикуляционная гимнастика (2-3 мин.).
2. Развитие речевого дыхания (2-3 мин.).
3. Развитие мимической выразительности (2-3 мин.);
4. Формирование речевого голоса (умение регулировать высоту и силу голоса) (3 мин.).
5. Воспитание интонационной выразительности, формирование произносительной стороны речи (3 мин.).
2. По согласованию с музыкальным руководителем, отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений);
3. Дополнительная работа по воспитанию звуковой культуре речи вне занятий (утренняя артикуляционная гимнастика, прогулка, различные дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом, театрализованные и сюжетно-ролевые игры).
В вечерние часы организую индивидуальные речевые дидактические игры и групповые подвижные, хороводные игры, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе через рот.
Артикуляционная гимнастика
Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи – языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков. Отклонения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, нарушения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого неба, губы и др., а также недостаточная подвижность речевых органов (мышц нижней челюсти, языка, губ, мягкого неба) нередко являются причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.
Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.
Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуры речи я начинаю с артикуляционных упражнений, так как они активизируют внимание, организуют, включают детей в работу.
Артикуляционная гимнастика включает в себя:
- упражнения для тренировки нижней челюсти (н-р, «окошко» - широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно», «песенка друзей» и др.);
- упражнения для тренировки губ (н-р, «дудочка», «заборчик» и др.);
- упражнения для тренировки языка (н-р, «чистим зубки», «месим тесто», «лопатка», «часики» и др.).
Развитие речевого дыхания
Опыт показывает, что после артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, которые дети могут выполнять сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием.
Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности, соблюдению пауз.
Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе); позднего или неправильного усвоения некоторых звуков, например, звука [р]; ослабления громкости голоса, неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого я использую такие упражнения:
«Ветер-ветерок», «Прокати снежный ком», «Душистая роза», «Подуй на салфетку» и др. От воспитателя зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С. Маршак
Развитие мимической выразительности
Первичным в онтогенезе является язык эмоций. С развитием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь специфическим компонентом коммуникации.
Упражнения по развитию мимической выразительности снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.
Упражнения по развитию мимической выразительности начинаю с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать
мимику.
Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста. Во время упражнений не следует делать резких замечаний, сохраняя положительный эмоциональный настрой. Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, я всегда стараюсь заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся – нашелся, поссорились – помирились, расстроился – улыбнулся).
Таким образом, цель упражнений по развитию мимической выразительности-сформировать у детей умения и навыки через внешнюю технику (например, улыбку, создавать внутренний эмоциональный положительный настрой. В конце проведения упражнений предлагаю детям улыбнуться друг другу.
Формирование речевого голоса
Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.
Основные свойства голоса – высота, сила, тембр. Эти свойства отрабатываются в игровых специальных заданиях и упражнениях.
В зависимости от возраста ребенка, совершенствование свойств голоса происходит либо в игровых ситуациях («Скажи, как говорит зайчик, лисичка,
медведь…», либо с опорой на показ воспитателя. А позже – на специальном фольклорно-литературном материале.
Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.
Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико - интонационного оформления устной речи.
Тембр голоса, или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр., обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов, что придает речи каждого человека индивидуальное звучание, благодаря которому мы узнаем знакомых людей по голосу, не видя их.
Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.
Умение правильно пользоваться голосовым аппаратом во многом зависит от индивидуальных особенностей детей: застенчивый ребенок нередко говорит очень тихо; ребенок с повышенной возбудимостью – наоборот, громко.
Дети, не умеющие в процессе речи правильно дышать, часто имеют прерывистый голос, переходящий в конце длинной фразы на шепот.
Развивая речевой голос детей, я решаю задачи, связанные прежде всего с предупреждением его нарушений. В процессе игр и специальных упражнений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, формирую его
основные качества - силу и высоту, приучаю детей в повседневном общении пользоваться умеренным голосом, меняя при необходимости его громкость.
Не следует забывать также о том, что правильная осанка уже сама по себе создает необходимые условия для оформления звука.
Воспитание интонационной выразительности и формирование произносительной стороны речи
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой, интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна.
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, позволяют говорящему выражать различные чувства.
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.
Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, мягкость, нежность.
Темп -ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Фразовое и логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса группы слов (фразовое) или отдельных слов (логическое).
Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, печаль, досаду и т. д.
Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Воспитание у детей правильного произношения всех звуков является основной задачей в детском саду. К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух. В специальных упражнениях, включенных в занятия, детям предлагаются для дифференциации пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р.
Дикция – это четкое, ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности. Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звукопроизношением и словопроизношением. Моя задача, как педагога, при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы закреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и четко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи.
Темп речи – скорость речевого высказывания, ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезками. Темп речи тесно связан с произношением, развитием речевого слуха, речевого дыхания, голосообразованием. Умеренный темп речи создает благоприятные условия для четкого и внятного произнесения слов, для
нормального восприятия и понимания речи слушающими. Поэтому одной из важнейших задач является воспитание умеренного темпа речи.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи я использую скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи, заклички. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Использую такой прием: «Скажи так, чтобы тебя солнце услышало!».
Солнышко, появись! Красное, нарядись!
Чтобы год от года была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо и спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
На занятиях дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение. Например: «Зайчик-зайчик, где гулял? (На полянке танцевал)» и т. д. Приучаю детей изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от содержания высказывания, предлагаю произнести скороговорки или двустишия не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Работа над интонационной выразительностью речи – комплексная работа. Воспитание с раннего детства «чувства слова», его эстетической сущности, выразительности – на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создает возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.
Дидактические игры как средство воспитания звуковой культуры речи
В дошкольном возрасте предусматриваются как специальные занятия по звуковой культуре речи, так и упражнения, решающие самые разные задачи на других речевых занятиях: чтении художественной литературы, рассказывании по картине, заучивании стихотворений, в дидактических играх.
Дидактические игры являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей, способствуют развитию их познавательной активности, фонематического слуха, артикуляционной моторики, формированию правильного звукопроизношения. Почти все дидактические игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач. Многие дети, не посещавшие детский сад ранее, еще не привыкли к детскому коллективу или застенчивы от природы. Они боятся ошибиться, сказать что-то не так, быть смешными. Такие дети предпочитают отмалчиваться на занятии, хотя знают ответ. Дидактическая игра в этом случае неоспоримый помощник, она – ценное средство воспитания действенной активности, в ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Поэтому в своей профессиональной
деятельности я широко использую разнообразные дидактические игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи : «Цветик-семицветик», «Включи телевизор», «Подарки Тиму и Тому», «Кто в домике живет?», «Эхо», «Назови слово» и др. ; хороводные игры с текстом.
Дидактические игры используются не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей в течение дня, на прогулке. В этом случае игры не являются средством обучения, а помогают закреплять и обобщать знания детей, полученные на занятиях. Индивидуальную работу с детьми по воспитанию звуковой культуры речи я чаще стала проводить во время утренней и вечерней прогулки. Детям предлагается прислушаться к звукам окружающего, послушать шелест листьев, шум ветра, звуки работающего транспорта, пение птиц. Многократное повторение одних и тех же звуков и слогов, фраз и скороговорок на занятиях бывает утомительным для детей, а на прогулке они готовы повторять их неоднократно. Застенчивому ребенку легче проявить себя в небольшой группе или индивидуально.
Необычной, эффективной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по звуковой культуре речи являются вечера загадок, вечера потешек и скороговорок, театр звуков, театрализованные игры.
Итак, дидактическая игра - незаменимое средство воспитания звуковой культуры речи детей. Полноценное развитие всех сторон речи - необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом, так как дают возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интере
Просветительская работа с родителями
Одним из условий наилучшего закрепления материала по воспитанию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях. Но не все родители обладают знаниями форм и приемов подачи материала по закреплению умений и навыков воспитания звуковой культуры речи. Поэтому так важна просветительская работа. С целью повышения родительской компетенции, в группе было проведено тематическое родительское собрание «Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» с демонстрацией дидактических игр и упражнений на данную тему. Регулярно обновляется информационный стенд для родителей, печатаются рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у детей, даются общие и индивидуальные консультации. Ведь только совместными усилиями воспитателей, специалистов, родителей и детей можно улучшить работу по воспитанию звуковой культуры речи.
Заключение
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше «общаться» с компьютерами и другими техническими средствами, чем друг с другом.
Психологи утверждают: дошкольный возраст 5-7 лет – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Именно в этот период развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, формируются общие лингвистические способности. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонематической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и тому подобное).
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.
Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.
В языке все: - части слов, слова, словосочетания, предложения – имеет звуковое выражение. Не случайно обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.
Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить: существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка. Очевидно, вывод ясен: без звуков речи в общении обойтись нельзя.
Поэтому так важно помочь детям войти в мир слов и звуков и помнить, что знакомство со звуками – очень важная тема, имеющая прямое отношение к чтению.