Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников»

Марина Шматко
Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников»

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников“» размещена в разделах

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Важное условие эффективности гимнастики – регулярность.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы:

Упражнения для язычка – развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам;

Упражнения для губ – ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке;

Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в определенном положении.

Начинайте с упражнений для губ и щек.

Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника;

Хрюшка – губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу;

Уточка–вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед;

Лошадка – вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали;

Хомячок – щеки сначала надуть – сытый хомячок, потом втянуть –голодный;

Шарик – щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками – лопнул шарик.

Статические упражнения для языка.

Язычок спит в домике – рот открыт, язык свободно лежит во рту;

Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе;

Иголочка – рот открыт, узкий язык вытянуть вперед;

Сердитая кошка – рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх;

Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.

Динамические упражнения для языка.

Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ;

Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону;

Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую;

Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать язык к нбу, затем резко оторвать его, получиться характерный цокающий звук. Выполнять медленно;

Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нба;

Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево;

Накажем язычок (месим тесто) – широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.

Упражнение для нижней челюсти.

Корова жует травку – совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо;

Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением;

Акула охотится – челюсть опустить вниз-влево, вправо, вниз-закрыть рот;

Рекомендации:

1. Гимнастику необходимо выполнять каждый день, по 3–4 раза не более 5 минут;

2. Каждое упражнение выполнять по 3раза;

3. Необходимо начинать с более простых упражнений, а затем переходить к сложным;

4. Гимнастику лучше делать перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свой артикуляционный аппарат.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям.

6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.

Рекомендуемая литература по теме, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает занятия интереснее, веселее:

1. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие» Издательство: Корона-Принт;

2. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Издательство: "АСТ";

3. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 летИздательство: "Карапуз" Год издания: 2003;

4. Костыгина Валентина «Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)» Издательство: "Карапуз" Год издания: 2007;

5. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей». Издательство: "Каро" Год издания: 2006;

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. –М, 2005;

7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родинова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. –М., 2006.

Публикации по теме:

Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников. Из опыта работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 9» Управления системой образования Волоколамского.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». У маленького ребенка с несформированным.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании речи у детей» Уважаемые родители! Всем известно, насколько важна роль речи в жизни каждого человека. Речь служит главным средством общения с другими людьми,.

Консультация для воспитателей «Роль развития движения пальцев рук в становлении речи дошкольников» Развитие мелкой моторики пальцев рук является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей.

Консультация для воспитателей «Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у дошкольников»Консультация для воспитателей «Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у дошкольников» Одной из задач дошкольного воспитания и образования, решаемых в рамках специально организованных занятий по ФЭМП, а также в повседневной.

Учебно-методический материал для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но.

Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников»
Опубликовано: 5 декабря 2018 в 16:09
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шматко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД