Марина Шматко
Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников»
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
Важное условие эффективности гимнастики – регулярность.
Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы:
Упражнения для язычка – развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам;
Упражнения для губ – ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке;
Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в определенном положении.
Начинайте с упражнений для губ и щек.
Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника;
Хрюшка – губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу;
Уточка–вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед;
Лошадка – вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали;
Хомячок – щеки сначала надуть – сытый хомячок, потом втянуть –голодный;
Шарик – щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками – лопнул шарик.
Статические упражнения для языка.
Язычок спит в домике – рот открыт, язык свободно лежит во рту;
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе;
Иголочка – рот открыт, узкий язык вытянуть вперед;
Сердитая кошка – рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх;
Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.
Динамические упражнения для языка.
Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ;
Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону;
Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую;
Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать язык к нбу, затем резко оторвать его, получиться характерный цокающий звук. Выполнять медленно;
Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нба;
Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево;
Накажем язычок (месим тесто) – широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.
Упражнение для нижней челюсти.
Корова жует травку – совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо;
Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением;
Акула охотится – челюсть опустить вниз-влево, вправо, вниз-закрыть рот;
Рекомендации:
1. Гимнастику необходимо выполнять каждый день, по 3–4 раза не более 5 минут;
2. Каждое упражнение выполнять по 3раза;
3. Необходимо начинать с более простых упражнений, а затем переходить к сложным;
4. Гимнастику лучше делать перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свой артикуляционный аппарат.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям.
6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.
Рекомендуемая литература по теме, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает занятия интереснее, веселее:
1. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие» Издательство: Корона-Принт;
2. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Издательство: "АСТ";
3. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 летИздательство: "Карапуз" Год издания: 2003;
4. Костыгина Валентина «Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)» Издательство: "Карапуз" Год издания: 2007;
5. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей». Издательство: "Каро" Год издания: 2006;
6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. –М, 2005;
7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родинова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. –М., 2006.