Анна Зеленина
Формирование звуковой культуры речи дошкольников на примере звука [л]
▼ Скачать + Заказать документы
В ДОУ провела мастер-класс для педагогов вместе с детьми и показала, как формируем звуковую культуру речи и готовимся к грамоте.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста – это важнейшая составляющая работы по подготовке их к обучению грамоте, что предписывает Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Овладение звуковой культурой речи является основой для:
- формирования фонетической стороны речи,
- умения произносить слова сложной слоговой структуры,
Публикация «Формирование звуковой культуры речи дошкольников на примере звука [л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- обучения звуковому анализу и синтезу (дети должны научится не только выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова,
- обучения грамоте и подготовке детей к школе.
Подготовка к звукопроизношению начинается с артикуляционной гимнастики. Можно проводить гимнастику с биоэнергопластикой! Движение губ, языка, челюсти в сочетании с пальцами и рук.
Артикуляционная гимнастика по методике Е. Ф. Архиповой «Дерево» - направлена на формирование артикуляционного уклада к правильному произношению звуков.
Тренировка речевого дыхания необходима для развития воздушной струи.
Формирование фонетико-фонематической стороны речи важно при плохом речевом слухе и произношении у детей. Можно использовать такие упражнения:
«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Л» среди других звуков!
«Топни ногой, когда услышишь звук «Л» среди других слогов!
«Позвони в колокольчик, когда услышишь звук «Л» среди слов».
«Найди слова со звуком «л» в тексте».
Определение позиции звука в слове с помощью пособия «Птичка».
Дидактические игры и упражнения на определение звука в слове.
«Рассади пассажиров в паровозик».
Цель: автоматизация звука в слове, развитие мелкой моторики рук, определение места звука в слове.
Назови предмет, изображенный на картинке, выбери и посади в первый вагон пассажира, в названии которых звук «л» будет в начале слова, и т. д.
Дидактическая игра «Размести предметы правильно».
Дидактическая игра: «Найди все слова на звук «Л».
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Особенности артикуляции звука «Л» важна для артикуляционного уклада звука – где находится язык, губы, зубы.
Характеризуем звук «Л» с детьми, определяя какой он – гласный или согласный, твёрдый или мягкий, каким цветом обозначается.
Закрепление изолированного звука проходит в дидактических играх и упражнениях:
«Как гудит пароход»!
«Тихо, громко»!
Чем отличается звук от буквы?
На что похожа буква «Л»?
Закрепляем звук в слогах и учимся сливать слоги, и читать слова.
Формируем слоговую структуру слова в слогах, в словах, в чистоговорках.
Проводим звуко-буквенный анализ слова.
По технологии Скрайбинг закрепляем звук «Л» в предложениях.