Елена Шлыкова
Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Воспитатель подготовительной группы:
Шлыкова Е. В.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Публикация «Презентация „Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность воспитателя и ребенка в течение дня. В последнее время приоритетным направлением дошкольного образования стала физкультурно- оздоровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей, недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. В связи с этим приоритетом нашей профессиональной деятельности является работа по приобщению детей к здоровому образу жизни, целью которой считаем организацию целенаправленного процесса формирования убеждений и привычек здорового образа жизни воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Достижения поставленной цели добиваемся решением следующих задач:
1. Содействовать осознанию дошкольниками здоровья как высшей ценности, повышению ответственности за него.
2. Формировать знания и представления о здоровье человека (физическом, психическом, социальном, об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, закаливания, здорового питания).
3. Содействовать овладению воспитанниками полезными привычками, стойкими культурно-гигиеническими навыками, элементарными умениями самооздоровления.
4. Развивать мотивацию у ребенка к освоению основ здорового образа жизни.
5. Партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
В работе используем различные виды здоровьесберегающих технологий :
- Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями (организация мониторинга здоровья детей; организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий – таких как: кварцевание, профилактические прививки, проведение медосмотров для детей).
- Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (формирование правильной осанки, развитие физических качеств, контроль двигательной активности, оздоровление средствами закаливания).
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
- Технологии валеологического просвещения родителей. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может дать положительный результат гораздо быстрее, если полученный опыт будет закрепляться родителями в домашних условиях.
В нашей группе ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашей группе придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий (занятия по традиционной схеме, занятия-соревнования).
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением проводятся физкультминутки.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями также мы проводим гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус.
Оздоровительная работа усиленно проводится нами и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Особо важным в системе работы считаем организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий консультации по вопросам оздоровления дошкольников в домашних условиях, разработку рекомендаций по закаливанию, организации режима дня, а также проведение совместных спортивных праздников и развлечений.
В результате нашей работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений и анкетирования родителей выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Полезные информации о здоровом образе жизни, консультации, родительские собрания дала положительные результаты. У всех детей группы сформированы культурно-гигиенические навыки, уровень заболеваемости по сравнению с прошлым годом снизился на 6 %.
На наш взгляд ценным в нашей работе является комплексный подход к формированию здорового образа жизни.