Елена Анисимова
Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
(Слайд 1)
1. Добрый день уважаемые коллеги!
(Слайд 2)Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В детский сад поступает здоровых детей только 30% и все они нуждаются в укреплении здоровья, в развитии двигательных умений и навыков. Проанализировав заболеваемость детей в группе, я пришла к выводу, что в структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет 83%. Большая часть детей группы болеет ежегодно, 30% детей переносят 3 и более заболеваний в год. Поэтому я решила начать углубленную работу над укреплением здоровья своих воспитанников.
(Слайд 3). Ключевым моментом моей работы стало создание долгосрочного проекта «Быть здоровым – здорово». Срок реализации проекта – сентябрь 2014-май 2017 года.
Проект состоит из трех этапов:
Первый этап: «Диагностико-прогностический»
Второй этап: «Практический»
Третий этап: «Обобщающий»
Участники проекта: дети, педагоги, родители, медработник.
(Слайд 4) Цель проекта: формирование начальных представлений о ЗОЖ
(Слайд 5)
Задачи:
- знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.
- воспитание потребности в соблюдении режима питания.
- формирование представлений о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
- знакомство детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
- развитие умения устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.
- формирование умения оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
- Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения;
Важным условием успешности в реализации проекта было определение содержания деятельности, выбор технологий, направлений, методов и приемов.
(Слайд 6)Технологии обучения здоровому образу жизни.
Непосредственно образовательная деятельность. Младший возраст – 15 мин, средний возраст – 20 мин.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня, время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
(Слайд7)Использованы формы :
• утренняя гимнастика (ежедневно) ;
• ООД по физическому развитию;
• прогулки с включением подвижных игр;
• развлечения, праздники
(Слайд8) В своей работе использую следующие методы и приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• игры-тренинги;
• игры-забавы;
• подвижные игры;
• дыхательная гимнастика;
• самомассаж; (в утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.)
• физкультминутки.
• консультации
• родительские собрания
В ходе реализации образовательной области «Познавательное развитие» считаю важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своем теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и по этой теме была проведена ООД «Из чего состоит тело человека», где знакомила детей с огромными возможностями человеческого организма.
Мною разработаны конспекты ООД: «Измеритель настроения», «Если хочешь быть здоров», «Праздник чистоты и здоровья», «Чистота для здоровья нам нужна», «В гостях у Мойдодыра» и др.
Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
(Слайд9)В совместной образовательной деятельности использую дидактические игры:
- на формирование, развитие, закрепление культурно – гигиенических навыков: «Каждой вещи свое место», «Кукла Таня собирается в гости», «Мы дежурим по столовой», «Оденемся на прогулку» и другие;
- игры на формирование здорового образа жизни : «В гостях у Мишки» (здоровое питание); «Вылечим Машу», «Назови части тела», «Наши помощники» (строение организма); лото «Съедобное - несъедобное», «Фрукты – овощи» (о пользе витаминов) .
С детьми часто использую игры – имитации, такие как «Санитарная песенка» А. Барто, целью которой является доведение до сознания детей важности соблюдения гигиенических процедур; «Очень дружный мы народ и сажаем огород» М. Фисенко, цель- познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организм, обобщить и закрепить понятия «ягоды», «овощи», «фрукты» и др.
• В совместной и самостоятельной деятельности я создаю проблемные ситуации, решив которые дети могут, только вспомнив свой предыдущий опыт, понять, как они смогут его использовать, овладеть новыми знаниями и умениями. Дети сами ищут ответы на вопросы или обращаются за советом к родителям.
(Слайд10) Например, во время выполнения санитарно – гигиенических мероприятий создаю игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращаю внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряю потребность в них. Во время мытья рук после прогулки можно реализовать контрастное закаливание рук кубиками льда и теплой водой.
• При проведении упражнений и игр учитываю желание детей, их настроение и состояние здоровья. В процессе игр дети свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о том терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Играя, дети, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, обретают внутреннюю свободу, учатся освобождаться от стрессов и перенапряжения, получают элементы знаний самомассажа. Полученные знания, по рассказам родителей, дети пытаются принести в семью. И как результат моей работы – эти знания дети используют в самостоятельной деятельности.
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
(Слайд 11) Поэтому было проведено много бесед на тему «Безопасность дома», «Безопасность на улице», «Один дома» - с помощью красочных иллюстраций дети узнали, чего нельзя делать в целях собственной безопасности.
Формирование основ ЗОЖ организую в процессе чтения художественной литературы: это, например, сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др.
(Слайд12) Для развития и пополнения словарного запаса воспитанников в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие» родители вместе с детьми находили стихи, загадки, пословицы, поговорки, считалки о здоровом образе жизни, в итоге у нас получился целый сборник, которым с удовольствием пользуемся в своей группе.
Большая роль отводится игровой деятельности детей. При активном содействии наших родителей собрали картотеку игр по формированию здорового образа жизни.
(Слайд 13) Сюжетно-ролевая игра – это своеобразная форма участия ребёнка в жизни взрослых. Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции. На протяжении всего времени реализации проекта мы с детьми играем в сюжетно-ролевые игры, подходящие по темам, такие как, «Кукла заболела», «Дочки-матери», «Семья» и т. д.
(Слайд 14) В ходе проведения ООД по физическому развитию также решаются задачи по сохранению и укреплению здоровья. ООД проводится в соответствии с программой, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников (группа здоровья). Перед ее проведением всегда проводится влажная уборка и проветривается помещение. В ходе проведения ООД использую различную мотивацию. («Маленькие спортсмены», «Гномик простудился»). Говоря о роли движений в процессе ООД, нельзя не сказать о роли дыхательных гимнастик. Поэтому большое внимание уделяю дыханию детей. Учу детей правильному дыханию, глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Использую игровые упражнения «Часики», «Крылья», «Петушок», «Вырасти большой».
(Слайд 15) Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают подвижные игры. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами.
Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии.
Дети стали выносливее, правильно распределяют дыхание.
Подвижные игры - подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Один раз в квартал организую совместный с родителями праздник «День здоровья», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имеют возможность показать свои навыки.
(Слайд 16) Ведущее место в воспитании здорового ребенка и профилактике заболеваний часто болеющих детей занимает закаливание. Регулярно использую в работе дорожки по профилактике плоскостопия, глубокое мытье рук и лица прохладной водой, обливание ног, полости рта, хождение босиком в летний период, воздушные и солнечные ванны. Это способствует тренировке и совершенствованию системы терморегуляции, предупреждению частых простудных заболеваний.
В свой образовательный процесс я включаю нетрадиционные методы оздоровления детей, включающие систему занятий «Гимнастика маленьких волшебников». Наиболее эффективными в моей работе стали такие комплексы игр, как «Психогимнастика». Они нашли положительный отклик у детей. Им очень нравится изображать «Остров плакс», показывать как им холодно – жарко, «как растет зернышко», «растаявшее мороженое», «муха села на варенье», «остров хохотунчиков» и др.
Реализуя образовательную область «Физическое развитие», воплотили ряд мероприятий, которые объединили в подпроект «Мама, папа, я – здоровая семья», в рамках которого провели фотоконкурс «Как я провел выходные», «Закаляемся дома», (Слайд17) изготовили стенгазету «Здоровая семья – здоровый ребенок».
Совместно с родителями организовали конкурс рисунков «Растем здоровыми, ловкими, сильными». В конце учебного года планирую провести семейный музыкально – спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Важным условием приобщения детей к ЗОЖ является создание развивающей предметно-пространственной среды.
(Слайд 18) В группе имеется физкультурный центр, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Дети для профилактики плоскостопия проходят по массажным дорожкам. Кроме того, использую нетрадиционное физкультурное оборудование: палки различной толщины, пластиковые бутылки, разнообразные резиновые коврики, дорожки со следами, коврики с пуговицами и крышками от пластиковых бутылок. В изготовлении пособий активное участие принимают родители.
Оформлен «Центр здоровья» с дидактическими играми оздоровительного характера : «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Мое тело», «Чтобы зубы были крепкими», пособиями, библиотекой, папками-передвижками.
(Слайд 19) Традиционным стало использование здоровьесберегающих технологий, таких как:
Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.
Подвижные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
(Слайд 20) Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельная организованная деятельность 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия. Организованная деятельность используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Предлагаю всем присутствующим выполнить упражнения в соответствии с текстом.
Гимнастика для глаз в стихах «Тренировка».
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
(Слайд 21) В зимне-весенний период, когда не хватает витаминов, мы выращиваем в уголке природы зеленый лук и используем его в пищу
С целью синхронизации оздоровительного режима в семье и ДОУ совместно с родителями составили режим дня детей дома и оформили памятку, где определила, что должен делать ребенок дома: (Слайд 22)
Ежедневно чистить зубы утром и вечером,
Делать зарядку,
Умываться по утрам и мыть руки перед каждым приемом пищи и по мере загрязнения,
Самостоятельно одеваться и раздеваться,
Вовремя ложиться спать
В ходе реализации проекта происходит знакомство родителей с разными формами оздоровительной работы и выполнением двигательного режима детьми, организовываю «День открытых дверей». Этот день я провожу 3 раза в год: в начале, в середине и в конце учебного года. Родители подробно знакомятся с содержанием игровых занятий, прогулок, игр, узнают о необходимости выполнения двигательного режима. Родители понимают важность здорового образа жизни, убеждаются в том, что ребенку необходимо выполнять различные движения. Заканчиваю «День открытых дверей» проведением круглого стола и постановкой задач на будущее.
(Слайд 23) В конце каждого месяца провожу развлекательные эстафеты, ведь совместная деятельность детей их родителей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает и детский коллектив, и родителей с детьми. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ.
В нашем детском саду работает семейный клуб «Родительский университет». На одном из заседаний клуба рассматривался вопрос оздоровления детей.
(Слайд 24) Родителям была предложена технология, как лечение материнской любовью.
Примеров лечения материнской любовью можно привести не один десяток. В этом уверен также знаменитый детский профессор психиатр Борис Зиновьевич Драпкин. Борис Зиновьевич разработал и запатентовал новую психотерапевтическую методику, удивительный и эффективный метод лечения маминой любовью.
Дети, наполненные маминой любовью, лучше растут и развиваются – это факт. Недолюбленный ребенок чаще болеет, выздоровление проходит медленно, имеет склонность к плохому поведению и непослушанию.
Также большое значение для ребенка любого возраста (даже школьника старших классов) имеет мамин голос. Еще находясь в утробе, малыш слышит мамин голос. Родившись, ребенок с легкостью узнает мамин голос, его интонации и перемены в настроении. Если с детства ребенок слышит любящий ласковый мамин голос, поддерживающий, одобряющий, успокаивающий, то ребенок развивается быстрее и лучше. С детства мама дает ребенку установку на любовь, здоровье, успех и удачу в жизни. Совсем другая программа задается ребенку, который с раннего детства слышит критику в свой адрес, упреки и претензии – как бы записывается программа на болезни и неудачи.
Мамина любовь должна быть безусловна, независимо от того, здоров ребенок или болен, послушен или нет. Для больного малыша мама – лучшее лекарство.
Метод Драпкина заключается в том, что мама читает своему ребенку определенные фразы. Эти фразы нужно читать точно в таком порядке – это специально подобранные и проверенные фразы. Эти фразы полезно читать как новорожденным, так и взрослым детям, как больным, так и здоровым. Ведь это, прежде всего, установка на счастье и здоровье, а это будет полезно каждому ребенку. Базовая часть состоит из 4 блоков. Действенней всего эта методика будет работать, если вы будете произносить фразы, когда ребенок сладко спит ночью. Примерно через 30–40 минут после засыпания малыша присядьте рядом с ним и сначала мысленно, а затем и вслух произносите фразу за фразой. Вложите в эти слова всю свою ласку и любовь, пошлите своему ребенку свои флюиды любви.
Настрой на счастье и здоровье.
1-й блок. Витамин материнской любви.
Я тебя очень сильно люблю.
Ты – самое дорогое и родное, что у меня есть.
Ты – моя родная частичка, родная кровинушка.
Я без тебя не могу жить.
Я и папа тебя очень сильно любим.
2-й блок. Физическое здоровье.
Говоря, представляйте своего ребенка в идеале, здоровым и крепким.
Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка).
Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.
У тебя нежная, гладкая и влажная кожа.
Ты легко и красиво двигаешься.
Ты здоровый, закаленный, редко и мало болеешь.
3-й блок. Нервно-психическое здоровье ребенка.
Ты спокойный мальчик (девочка).
У тебя хорошие, крепкие нервы.
Ты умный малыш.
У тебя хорошо развиваются головушка и ум.
Ты хорошо спишь, легко и быстро засыпаешь.
У тебя хорошее настроение, и ты любишь улыбаться.
Ты видишь только хорошие, добрые сны.
У тебя хорошо и быстро развивается речь.
4-й блок. Эмоциональный эффект, очищение от болезней (из народной медицины).
Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
Я забираю и выбрасываю (перечисляете проблемы вашего малыша, включая плохой аппетит или сон, обидчивость и т. д.).
Я тебя очень-очень сильно люблю.
Я предложила родителям воспользоваться методом лечения материнской любовью. Мамы завели дневники и в течение дня внимательно наблюдали за своим ребенком, прислушивались к нему и записывали все новые достижения. Поначалу они были незначительными, но со временем они удивились, как ребенок меняется, становится более спокойным и уравновешенным, более здоровым и крепким. Удивительными были и те перемены, которые родители отметили в себе! Попробовав этот метод, они сами немного изменились, стали лучше понимать ребенка, отношения стали более теплыми и доверительными.
Таким образом, реализуя метод проекта, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
IV. На данном этапе реализации проекта «Быть здоровым – здорово» можно уже говорить об определенных результатах. По сравнению с предыдущим годом заболеваемость детей в группе снизилась почти в два раза. Сократилось и число болезней у часто болеющих детей. (Слайд 25). Кроме того, все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ жизни с детства.
Но самое главное, чего мы достигли в проделанной работе, это то, что родители в корне изменили свое отношение к оздоровлению детей в семье. В выходные и воскресные дни родители ходят с детьми на прогулки, стараются вовремя укладывать детей спать, соблюдают время просмотра детьми телепередач. Серьезное внимание уделяют выполнению режима и привитию культурно-гигиенических навыков.
Кроме этого, родители стали активными помощниками воспитателям. На участке нашей группы ремонтируют, устанавливают новое оборудование, производят ремонт и реставрацию пособий. Выступают активно на собраниях, участвуют в развлечениях и праздниках, делятся семейным опытом.
Стараюсь, чтобы вся моя работа была направлена на удовлетворение естественной потребности детей в движении и на укрепление их физического и психического здоровья.