Татьяна Блоха
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через знакомство с организмом человека, витаминами
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. педагога: Блоха Татьяна Сергеевна
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа : 5-7 лет
Тема: здоровье
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через знакомство с организмом человека, витаминами».
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; познакомить детей с витаминами «А», «В», «С» и «D», в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека. Формировать убеждения и привычки здорового образа жизни.
Темочки:
Задачи:
Дать детям представления о строение собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строение.
Формировать систему знаний о здоровье, факторах, влияющих на укрепление и сохранение здоровья.
Воспитать у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
Дать детям представление о пользе овощей и фруктов для организма человека.
Закреплять знания детей о полезных продуктах питания.
Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Развивать внимание, мышление, память и воображение.
Воспитывать у детей желание быть красивыми и здоровыми.
Материалы: плакат строения человека, макет строения тела человека с внутренними органами, плакат с полезными продуктами питания и витаминами, зеркало, фонендоскоп, фрукты, разделочная доска, салатник.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, пожалуйста, подойдите к зеркалу. Каждый из вас видит себя в зеркале каждый день, но как часто мы задумываемся о том, как устроен человек?
Давайте немного с вами поиграем и вспомним основные части тела человека. Я буду называть слова, а вы должны будете поменять слово так, чтобы у нас получилось название одной из частей тела человека. После того, как вы справитесь с заданием, нам необходимо будет вместе показать эту часть тела. Давайте начнем:
Соловушка – Головушка (дети гладят голову)
Бобик – Лобик (указывают на лоб)
Кокосик – Носик (закрывают глаза и дотрагиваются пальчиком до кончика носа)
Комочки – Щечки (растирают щеки ладонями)
Дубы – Зубы (стучат зубами)
Краски – Глазки (раскрывают пошире глаза, смотрят сколько вокруг красок и цветов)
Сестрички – Реснички (хлопают ресницами)
Непослушки – Ушки (дотрагиваются до ушей)
Индейка – Шейка (вытягивают шею)
Кузнечики – Плечики (одновременно поднимают-опускают плечи)
Хватучки – Ручки (обхватывают свое тело руками)
Мальчики – Пальчики (показывают «фонарики», шевелят пальчиками)
Уточка – Грудочка (выставляют грудь вперед)
Бегемот – Живот (выставляют живот вперед)
Олени – Колени (сгибают ноги в коленях)
Сапожки – Ножки (поочередно выставляют вперед левый, правый носок, двигая ногой на месте)
Воспитатель: Вот какие молодцы! Теперь мы повторили строение тела человека, и при рассмотрении себя в зеркало будем знать, где какая часть тела.
Воспитатель: Ребята, ведь правда, на Земле живут очень много людей? Правда! Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером. Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека.
Воспитатель читает стихотворение
М. Ефремов «Тело человека»
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо-влево…
Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе : «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись-потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
Воспитатель. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?
Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.
Воспитатель. Хорошо и с этим заданием вы справились. А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.
Точка, (показываем на правый глазик)
Точка, (показываем на левый глазик)
Два крючочка, (проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек. (щекочем ребёнка)
Воспитатель. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. А вы знаете, что внутри тела находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться? Да! Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?
Дети. Да.
Воспитатель. Что же это такое?
Дети. Это сердце.
Воспитатель. Правильно. (Показывает на схеме). Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Сердце – неутомимый мотор, который работает в груди безостановочно всю твою жизнь. Иногда – чуть быстрее, иногда – чуть медленнее. Даже когда ты отдыхаешь – спишь, сидишь или лежишь, — сердце сокращается примерно 75 раз за минуту или более 100 тысяч раз за сутки. Ребята, знаете, как работает сердце? Оно работает не замирая ни на минуту, оно трудится, перегоняя кровь по сосудам твоего тела, обогащая каждую его клеточку кислородом. Работа сердца напоминает работу насоса. Чтобы кровь попала по назначению, от сердца отходят толстые трубки – кровеносные сосуды, которые затем делятся на более мелкие. Когда сердце сокращается, из правой его половины кровь по сосудам течет в легкие, получает там кислород и возвращается в левую половину. В то же время из левой половины сердца кровь разносится сетью сосудов по всему телу и возвращается в правую половину.
А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите?
Дети. Мы слышим свое дыхание.
Воспитатель достаёт фонендоскоп и предлагает детям послушать своё дыхание и сердцебиение.
Воспитатель. У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва. Это легкие у человека их два. (Показывает на схеме). Это парный орган, который занимает почти всю полость грудной клетки и является основным органом дыхательной системы. Их форма и размер непостоянны и могут меняться в зависимости от фазы человеческого дыхания. Они расположены в грудной клетке человека и прилегают к сердцу с обеих сторон.
Основной функцией легких является газообмен между кровью и атмосферой. А вот второстепенных функций можно выделить намного больше:
• Изменяют рН крови;
• Служат защитой сердца, закрывают его от ударов;
• Легкие служат своеобразным резервуаром крови в человеческом организме. Объем крови в этом органе дыхания составляет примерно 450 миллилитров, это приблизительно 9 % от всего объема крови в системе кровообращения.
• Обеспечение воздушного потока требуется для создания голосовых звуков.
• Мерцательный эпителий бронхов – это очень важная система защиты от различных инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем.
• За счет испарения воды с альвеол в выдыхаемый воздух происходит терморегуляция.
Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания. Давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Ветер» (очистительное полное дыхание).
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 с.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Воспитатель: Отлично, какие вы молодцы! Ребята, но в нашем организме еще много органов и один из них это почки. (Педагог на схеме показывает орган – почки). У человека две почки. При обмене веществ в организме появляются отходы, от которых он избавляется. Кровь сначала течет по венам, затем попадает в нефроны – крошечные фильтры. Там и происходит ее очищение. Токсичные вещества выходят вместе с мочой, а чистая кровь снова наполняет артерии.
Благодаря почкам, сохраняется постоянный объем жидкости в организме человека. У взрослых людей в теле содержится 5-6 литров крови, которая непрерывно фильтруется. Если в этом процессе неожиданно произойдет сбой, тогда невыведенные токсичные вещества принесут вред человеку.
Ещё у нас есть печень (воспитатель показывает, где находится печень). Печень человека представляет собой своеобразный фильтр, задерживающий вредные для человеческого организма вещества. Именно поэтому она разрушается в результате сильных отравлений. В случае нарушения функций печени, попадающие в организм токсины (отравляющие вещества) начинают оказывать своё воздействие уже на другие внутренние органы человека.
Печень выполняет множество различных функций. Важнейшая из них: обезвреживание различных чужеродных веществ, вредных для организма, в частности аллергенов, ядов и токсинов путем превращения их в более безвредные, менее токсичные или легче удаляемые из организма соединения. Печень также принимает участие в процессе пищеварения, обеспечивая организм глюкозой, а также служит для хранения и восполнения запаса витаминов.
Ребята, чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Пищеварительный тракт напоминает своеобразный конвейер. Процесс пищеварения начинается уже в полости рта, где еда обильно смачивается слюной, содержащей пищеварительные соки, пережёвывается и глотается. Затем она попадает в пищевод. Стенки пищевода сокращаются, помогая переместить то, что мы съели, в самую широкую часть пищеварительного тракта — желудок. При поступлении пищи желудок растягивается в зависимости от её количества. Здесь пища 4—8 часов переваривается под действием особого желудочного сока, который вырабатывают миллионы маленьких желез, расположенных на стенках желудка.
Желудочный сок содержит соляную кислоту. Её крепкий раствор способен разъедать даже железо! Но стенки желудка защищены от кислоты слоем слизи.
После того как желудок переработает пищу, она становится похожа на жидкую кашицу и маленькими порциями начинает поступать в самую длинную часть пищеварительного тракта — кишечник, состоящий из тонкой и толстой кишок. Стенки тонкого кишечника покрыты тысячами ворсинок. Для окончательной переработки полупереваренной пищи в кишечник поступают ферменты из поджелудочной железы и желчь из печени. Желчь участвует в переваривании жиров и накапливается в желчном пузыре. После того как все полезные вещества усвоятся организмом‚ непереваренные остатки поступают в последний отдел пищеварительного тракта — толстую кишку и выводятся в виде отходов во время посещения туалета.
Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.
Воспитатель: Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете поговорки и пословицы? Давайте поиграем с вами в игру «Доскажи пословицу».
Проводится игра «Доскажи пословицу»
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке).
Чистота – (залог здоровья).
Здоровье – дороже (золота).
Курить – (здоровью вредить).
Чеснок да лук - (от семи недуг).
Береги платье снову, а (здоровье смолоду).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята, а кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался? Правильно, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д, Е.
Друзья Витамины (Читает стих и показывает на плакат, где изображены все эти продукты).
Витамины - ценные вещества,
Без них мы никуда.
Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,
Нужно с витаминами дружить.
Витаминов много - всех не перечесть,
Но самые главные среди них есть.
Без них не может организм существовать,
Учиться, работать, отдыхать.
Витамин С - аскорбиновая кислота,
Польза организму от нее велика.
Она иммунитет повышает,
Болезни прочь прогоняет.
Витамин С есть в фруктах,
Он есть и во многих овощах.
Шиповник, сладкий перец, черная смородина -главные источники,
А еще облепиха, яблоки и лимончики.
Витамин А нужен для зрения,
Для нормального организма состояния.
Много его в рыбе и морепродуктах,
А также в красных, оранжевых,
Овощах и фруктах.
В морковке, тыкве, помидорах,
Петрушке, перце, абрикосах.
Витамин В1 - тиамин,
Такой полезный господин.
Он пищеварительную, нервную системы укрепляет,
Память отличную сохраняет.
Много его в гречке, картошке и бобах,
В грецких орехах, рисе, овощах.
В витамине В2 нуждаются глаза,
Печень, кожа, нервная система.
Он улучшает состояние ногтей, волос,
Обновляются ткани и идут в рост.
Он содержится в яйцах,
Красной рыбе, молоке,
Мясе, сыре, грибах,
Зеленых листовых овощах.
Витамин В6 - ценное вещество,
Хорошо влияет на все процессы оно.
В крови, печени, нервах происходят изменения,
Витамин В6 оказывает благотворное влияние.
Кушайте смородину, фасоль, шпинат,
Бананы, мясо, рыбу и яйцо.
И не будет болеть у вас ничего.
Витамин В9 - фолиева кислота,
Необходима для нормального кроветворения и роста.
Этот витамин улучшает аппетит,
Обеспечивает здоровый вид.
Он есть в зеленых овощах,
Цветной капусте, морковке, бобах.
Витамин В12 в любую погоду,
Активизирует обмен жиров, белков и углеводов.
В12 - витамин роста,
Употребляя его, вырастаешь быстро.
Он содержится в таких продуктах,
Мясе, рыбе, сыре, яйцах и морепродуктах.
Витамин Д укрепляет зубы, кости,
Отгоняет от нас все напасти.
Употребляйте рыбу, яйца и икру.
Располагайте свой организм к добру.
Витамин Е укрепляет наш организм,
Защищает от болезней и прочих катаклизм.
Замедляет процессы старения,
Предупреждает болезней сердца развитие.
Кушайте мясо, яйца, молоко, орехи,
Зелень, черешню, бобы и злаки.
Еще витаминов есть много,
Пополняйте организм ими строго.
Тогда не будете болеть,
Будете веселиться и песни петь.
Петрова Л.
Воспитатель: Для закрепления знаний о витаминах, давайте поиграем в игру «Витаминные корзинки». У нас на столе лежат фрукты и овощи, ещё есть корзинки, на которых изображены витамины. Вам необходимо собрать в корзинку те продукты, в которых есть тот витамин, который изображён на корзинке. (Пока дети собирают корзинки, на другом столе появляется ещё одна корзинка с настоящими фруктами).
Воспитатель: Ребята посмотрите, пока мы с вами сортировали витамины, у нас появилась ещё одна корзинка, давайте посмотрим, что там внутри? Правильно, фрукты, а как вы думаете, для чего они нам нужны? (ответы детей, а что можно из них приготовить? (ответы детей). Отлично, давайте приготовим фруктовый салат. (Дети сами моют, чистят фрукты и нарезают для салата, всё перемешивают и пробуют, что они приготовили).
Воспитатель: Ребята, не забывайте о витаминах, мы должны их получать с пищей каждый день. Надо есть побольше фруктов и овощей, чтобы расти крепкими и здоровыми. Так чем важны витамины для человека? (ответы детей).
Воспитатель: Сколько полезного вы сегодня узнали: как устроен наш организм, о витаминах и о здоровье, научились готовить фруктовый салат. Что вам понравилось больше всего? А что было сложным? (Подводят итоги).