Надежда Тимофеева
Презентация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с задачами ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: тема выступления
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому необходимо способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья.
2 слайд: Нормативно-правовые документы
Темочки:
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ № 273 "Об образовании в РФ", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания.
3 слайд: Статистика современного состояния здоровья дошкольников
Статистика современного состояния здоровья дошкольников показывает, что за последние 10-15 лет: на 8,1 % снизилось число здоровых детей; на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %.
В нашем дошкольном учреждении детей с 1 группой здоровья (здоровые дети) – 22% (55 человек, с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям (2,3 группа здоровья) – 78% (195 человек).
Поэтому одни из главных задач нашего дошкольного учреждения является – формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Что же такое здоровый образ жизни?
4 слайд: Понятие «Здоровый образ жизни»
Под здоровым образом жизни понимается комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, которые планово и систематически вводятся в жизнь человека и закрепляются им на протяжении всей его жизни, становятся философией его существования (Ятьева Н. М. // Молодой ученый - 2018 - № 2, с. 161).
5 слайд:
Комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, разработанный нашим ДОО, представлен в основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 115 «Конек-Горбунок».
Работа по данному направлению отражена в «Содержательном» и «Организационном» разделах и подразделах программы, таких как:
- «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми раннего и дошкольного возраста образовательных областей»,
- «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников»,
- «Иные характеристики содержания Программы»,
- «Распорядок и организация режимов пребывания детей в ДОО».
Так как понятие здорового образа жизни включает в себя комплекс мероприятий, положительно влияющих на организм человека, то в подразделе «Иные характеристики содержания Программы» указаны
6 слайд: Оздоровительно-закаливающие мероприятия (таблица)
оздоровительно-закаливающие мероприятия,
7 слайд: Закаливающие мероприятия в режиме дошкольника (таблица)
закаливающие мероприятия в режиме дошкольника
8 слайд: Модель режима двигательной активности в группах (таблица)
и модель режима двигательной активности в группах, которая обеспечивает рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности.
9 слайд: Режим дня на холодный период
В подразделе «Распорядок и организация режимов пребывания детей в ДОО» указаны особенности и принципы построения режима дня – это достаточная ежедневная длительность пребывания воспитанников на воздухе, полноценный сон, рациональное чередование умственных и физических нагрузок, регулярное питание, активный отдых.
10 слайд: Задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
В подразделе «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми раннего и дошкольного возраста образовательных областей» в образовательной области «Физическое развитие» в подразделе «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» описываются задачи, вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы по данному направлению. Обратим внимание на задачи и их усложнение, начиная с раннего возраста.
2-3 года
• Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
3-4 года
• Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
• Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
• Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
4-5 лет
• Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
• Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах.
• Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
• Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
5-6 лет
• Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.
• Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения).
• Воспитывать сочувствие к болеющим.
• Знакомить детей с возможностями здорового человека.
• Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
6-7 лет
• Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
• Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
• Формировать представления об активном отдыхе.
• Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
Остановлюсь на работе с семьями воспитанников по данному направлению.
11 слайд: Направления взаимодействия с семьей
В нашей Программе в подразделе «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников» выделены четыре направления взаимодействия с семьей:
- взаимопознание,
- взаимоинформирование,
- непрерывное образование воспитывающих взрослых,
- совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
12 слайд: Формы работы по направлению взаимопознания (таблица из программы)
По направлению взаимопознания используем такую нетрадиционную форму работы, как «Родительская почта, с помощью которой выявляем у родителей интересующие их вопросы. Ответ на запрос родители получают в виде рекомендаций, советов, работы интерактивных гостинных, кинозала «Радуга ТВ» и т. д.
13 слайд: Формы работы по направлению непрерывного образования воспитывающих взрослых
По направлению непрерывного образования воспитывающих взрослых наиболее эффективными формами взаимодействия стали:
14 слайд: Кинозал «Радуга ТВ»
- работа кинозала «Радуга ТВ», где родители 1 раз в квартал совместно с детьми могут посмотреть видеоролики, мультфильмы на тему здорового образа жизни, в интерактивном фойе познакомиться с авторскими пособиями педагогов, нестандартным физкультурным игровым оборудованием, принять участие в игротеке и т. д.
15 слайд: мастер-класс «От движения к здоровью»
- мастер-класс «От движения к здоровью», в рамках которого родители наглядно познакомились с нестандартным физкультурным оборудованием, которое можно сделать из подручных средств дома.
16 слайд: Формы работы по направлению взаимоинформирования (таблица из программы)
По направлению взаимоинформирования интересной формой работы для родителей стало оформление опыта семейного воспитания «Мы за здоровый образ жизни», которые презентовались детьми в группе в виде фото и видеоматериалов, тематических альбомов.
17 слайд: Формы работы по совместной деятельности участников образовательных отношений (таблица из программы)
В рамках совместной деятельности участников образовательных отношений мы используем такие формы как: спортивные развлечения, праздники, творческие выставки и другое. Традиционными мероприятиями в нашем ДОО стали:
18 слайд: Фестиваль отваги и мужества (фото)
- спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества. В этом году он прошел в форме Фестивале отваги и мужества, в котором приняли участие 30 семей. Они с удовольствием участвовали во всех эстафетах и с трепетом болели за своих детей.
19 слайд: День открытых дверей для родителей по теме «В здоровом теле-здоровый дух!» (фото)
- День здоровья, который прошел по типу День открытых дверей для родителей по теме «В здоровом теле-здоровый дух!». В течение дня родители могли посетить зал интерактивных игр по здоровому образу жизни, принять участие в мастер-классе по выполнению физических упражнения «Мама+ребенок»
20 слайд: конкурс стенгазет «Мы со спортом дружим»
- конкурс стенгазет «Мы со спортом дружим», в рамках которого каждая семья может поделиться своим опытом семейного воспитания по здоровому образу жизни.
Представленные формы работы по взаимодействию с родителями стали для нашего детского сада традиционными, так как позволяют вывести взаимоотношения педагогов с родителями на новый уровень, при котором родители проявляют инициативу, интерес к жизни ребенка в детском саду, становятся партнерами в его развитии и воспитании.