Ирина Пострелова
Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста на краеведческом материале
▼ Скачать + Заказать документы
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Известный исследователь Л. Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей».
Публикация «Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста на краеведческом материале» размещена в разделах
Становление личности в целом, её этнической идентификации и культурного самоопределения, по мнению многих авторов, наиболее эффективно осуществляется в детстве (Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, С. В. Петерина, Э. К. Суслова и др.).
Утверждение психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной, Н. Н. Подъякова, Д. Б. Эльконина и др.) о развитии у детей дошкольного возраста образного мышления, представлений о своей культурной и национальной принадлежности, эмоционального восприятия и сопереживания, развитии интереса к окружающему миру, творческого воображения, позволило сделать вывод о возможности и необходимости воспитания национального образа «Я» детей, как основы национального самосознания личности.
Современными исследованиями доказано, что в старшем дошкольном возрасте возникают предпосылки для развития национального самосознания, а именно: в сфере самопознания происходит накопление знаний о себе и своих возможностях, выделяется собственное «Я», расширяются границы отношений ребенка с внешним миром; в сфере самоотношений значительно увеличивается круг общения, расширяется общий эмоциональный опыт ребенка и формируется эмоционально-ценностное отношение к себе; в сфере саморегуляции происходит осознание своих возможностей, соотнесение их с условиями реализации своих действий, усиливается регулирование своего поведения через отношение к себе и своим возможностям, развивается способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.
Содержание раздела «Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста на краеведческом материале» обеспечивает познание ценностей национальной культуры, ориентировано на создание условий воспитания национального образа «Я» дошкольника, развитие познавательных интересов и творческих способностей ребёнка, позволяющих выразить национальный образ в художественных и речевых видах деятельности.
Идея воспитания детей на национальных традициях вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, пронизывая все её направления. Это способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о стране, родном крае, той местности, где они живут. В звуках и красках предстают перед ребёнком первоначальный мир родной семьи, затем родного детского сада. Постепенно у него складывается образ родного села, ребёнок погружается в национальный быт, мелодию речи, песен, у ребенка закладываются основы для овладения языком народа, его традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Исходя из возрастных особенностях детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с национальной культурой родного края, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как, можно больше информации о людях разных национальностях живущих в родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнавать как можно больше нового о своей малой Родине, т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Главной целью работы по данному направлению является формирование этнической идентичности. В процессе работы по формированию этнической идентичности выделяются следующие направления работы с детьми: когнитивное, эмоционально-ценностное, социальное развитие. Для реализации данной цели были поставлены задачи в соответствии с возрастными особенностями детей.
Важной задачей во второй младшей группе, является развитие у детей интереса к людям разных национальностей, проживающих в селе, а также формирование первоначальных представлений о некоторых атрибутах национальной культуры: об устройстве дома, предметов быта, домашней утвари, домашних животных, музыкальных инструментах, праздниках, игрушках, песен, потешек, сказок, побуждение детей к исполнению потешек, пестушек, вождению хороводов, исполнению плясок, участие в народных праздниках. При всем при этом, не маловажной задачей является вызывать положительный эмоциональный отклик при слушании русских народных сказок, мелодий и произведений устного народного творчества других народов, народные игры.
Главными задачами детей среднего возраста являются развитие способности идентифицировать себя с представителями своей этнической группы, формирование представление об основных видах традиционного труда, предметах труда, быта, посуды, костюма, национальной кухне, народных праздниках людей разных национальностей, проживающих в селе, побуждение к сопереживанию, сочувствию, положительному отношению к героям народных сказок, ориентировке на них в оценке своего поведения. Также важной задачей является вызывание интереса к предметам традиционного быта, утвари, произведениям народного творчества и бережного отношения к ним, исполнение народных песен, танцев, вождение хороводов, слушание игр на народных инструментах, привлечение детей к участию в народных праздниках, вызывание интереса к национальному костюму.
Наиболее главной задачей с детьми старшей группы является выработка навыков доброжелательного отношения к представителям других национальностей, вызывание интереса к национальной культуре.
Не менее важными задачами являются, формирование умений детей ориентироваться на эстетическое начало при восприятии произведений народного творчества, воспитание бережного отношения к предметам бы-та, произведениям народного творчества, обучение детей в изобразительной деятельности навыкам народной росписи, умению рассказывать народные сказки, использовать пословицы, поговорки; играть на народных музыкальных инструментах (бубен, свистулька, трещотка, треугольник, исполнять народные танцы, попевки.
Основными задачами в подготовительной группе являются формирование первоначальных представлений о национальных, этнических и расовых различиях между людьми, формирование представлений о людях разных национальностей, проживающих в селе, формирование обобщенных представлений о русской традиционной культуре. Не менее важными задачами являются вызывание интереса к объектам других национальных культур, потребности в получении информации о них, развитие элементарных представлений о культуре других народов (язык, одежда, искусство, обычаи, кухня, игры, игрушки, развитие способностей и готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми и сверстниками разных национальностей, вызывание позитивного отношение к национальным героям и своим национальным корням. А также формирование умений воплощать национальный образ в драматизациях, модели поведения, адекватные культурным ценностям народа.
Работа в этом направлении ведется через непосредственно – образовательную, совместную деятельности с детьми, а также в совместной деятельности родителями. Во второй младшей группе в непосредственно – образовательной деятельности следует провести такие темы образовательных мероприятий как «Рассматривание куклы в русском костюме», «Рассматривание кукол в национальных костюмах». Задачи, которых, формирование первоначальных представлений об одежде людей разных национальностей, знакомство с их элементами, воспитание в детях любви к своей Родине, своему народу. В совместной деятельности значительное место необходимо уделить беседам «О национальной одежде народов Поволжья», «Мы дружные соседи», целями этих бесед являются развитие интереса к людям разных национальностей. В работе с детьми данной группы целесообразно знакомить с творчеством местной поэтессы В. Н. Игнатьевой, при знакомстве с ее произведениями вызовет положительный эмоциональный отклик у детей к народному творчеству, расширит кругозор детей о культуре, истории своей Родины. Большое значение при знакомстве детей с культурой народа, имеет разучивание национальных игр: русских, чувашских, татарских. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
Значительное место при ознакомлении детей 2 младшей группы с национальной культурой следует отвести дидактическим играм «Одень куклу», «Составь узор» в которых, дети знакомятся с национальными орнаментами.
Не менее важным условием при знакомстве с национальной культурой детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к народным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок. Важно провести консультацию на тему «Знакомим детей с традициями своей семьи». Работа с родителями всегда – существенная часть деятельности детского сада. Они становятся нашими единомышленниками в проблеме приобщения детей к национальной культуре родного края.
В средней группе в непосредственно – образовательной деятельности важно провести игры – беседы «Наше село», «Наша дружная семья» при знакомстве с данными темами у детей сформируются знания и понятия о своей малой и большой Родине, многообразии наций и народов, национальной культуре. А в таких образовательных мероприятиях как «Рассматривание куклы в чувашском костюме», «Рассматривание куклы - мальчика в русском костюме», «Национальный костюм народов Поволжья» дети познакомятся с русской и чувашской национальной одеждой, с узорами это вызовет интерес к красоте национальных орнаментов.
В совместной деятельности с детьми целесообразно провести дидактические игры «Укрась барыне сарафан», «Составь узор на полосе», рассмотреть альбомы «Чувашия» и «Татария». Можно познакомить детей с национальными, татарскими играми «Искринка», «Спутанные кони» участие в которых, позволит детям через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
Важно продолжать знакомить детей средней группы с произведениями местных писателей. При знакомстве с новыми стихами В. Н. Игнатьевой «Маленькая хозяйка», «Добрый Петя» у дошкольников сформируются правильные нравственные установки, поддержится интерес к поэзии Валентины Тарават. А знакомство со стихотворением А. Сидорова «Родной край" позволит образно представить красоту природы родного края, ее культуру, историю малой Родины.
В работе с родителями уместно провести консультацию «Её след на земле» (знакомство с чувашской писательницей В. Н. Игнатьевой – Тарават, дать рекомендации «Какие произведения В. Н. Игнатьевой читать детям», провести мероприятие «Милый сердцу уголок», где можно поделиться знаниями о родном селе и людях, в нем живущих. А еще важно провести с родителями семинар по проблеме «Освоение национальной культуры», где родителям предоставить возможность поделится опытом воспитания детей на основе традиций и обычаев.
В старшей группе в непосредственно – образовательной деятельности важно провести мероприятие «Путешествие по России и республикам Поволжья», а в образовательной области «Познание» - образовательное мероприятие «Народы Поволжья» это будет способствовать расширению представлений о том, что люди разных национальностей живут в дружбе между собой, продолжать знакомиться с трудом и бытом, искусством того народа, с которым происходит общение детей.
В совместной деятельности с детьми значительное место важно уделить беседам. Беседы на темы «Край, в котором мы живем», позволит воспитать нравственно – патриотические чувств к малой Родине, родному селу, а беседа «Люди, каких национальностей живут в нашем селе» воспитает толерантное отношение к лицам других национальностей, к традиционным ценностям.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. Играя, дети быстро запоминают и усваивают материал, поэтому важно провести такие дидактические игры: Укрась: «Камзол», «Ичиги», «Сарафан», «Кокошник», «Чувашский фартук», «Калфак», «Чудо-куб». «Я начну, ты продолжи». В ходе которых, дети продолжат знакомство с особенностями национальных костюмов, научатся украшать узорами силуэты, используя русские, чувашские, татарские орнаменты. Неоценимым богатством являются народные игры. По содержанию все они выразительные и доступны ребенку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор, поэтому можно познакомить детей с русской игрой «Горелки», с татарской игрой «Перехватчики» и с чувашской «Пекарь».
Семья всегда являлась одним из основных институтов первоначальной социализации детей, осуществляла воспитательную работу на основе традиций родной культуры, влияла на становление личности, обеспечивала активность детей на всех этапах приобщения к национальной культуре. Совместно с родителями следует провести презентацию проектов «Расскажем о своей национальности» где взрослые и дети поделятся опытом о своих национальностях и обычаях, исполнят песни на родном языке, танцы, предложат попробовать национальные блюда. Творческая встреча с поэтессой В. Н. Игнатьевой (Тарават) продолжит знакомство со знаменитыми людьми нашего района, воспитает чувство гордости за своих земляков, разовьет умения выразительно и свободно читать знакомые стихи В. Н. Игнатьевой. Можно провести консультацию «Приобщение детей к истокам национальной культуры», анкетирование родителей на тему «Что я знаю о родном крае».
В подготовительной группе в непосредственно образовательной деятельности в области «Познание» важно провести образовательное мероприятие «Люди разных рас», где воспитание уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, личного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков, будет являться главной задачей. Образовательное мероприятие «Славен район трудом людей» будет способствовать воспитанию чувств гордости за своих земляков, патриотических чувств, уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда. В играх - беседах на тему «Что я знаю о своей национальности», «Люди каких национальностей населяют наше село», «Народы – как одна семья, хотя язык их разный…», «Знаменитые писатели земли цильнинской» расширят знания воспитанников о быте, талантливых людях, традициях, обычаях людей разных национальностей, воспитают толерантное отношение к ним.
Важно продолжать знакомить детей с творчеством местных поэтов и познакомить с цильнинским писателем А. Юманом. Его произведения повлияют на формирование чувства гордости за свой народ, продолжат воспитывать любовь к родным местам.
Большую роль в ознакомлении дошкольников с окружающей и социальной действительностью играют экскурсии. Основная часть всех экскурсий – коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются программные задачи экскурсий. Этот метод обеспечивает чувственное активное восприятие объектов окружающей действительности. Эффективным приёмом в коллективном наблюдении являются вопросы и вопросы – задания, заставляющие детей рассматривать, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связи между объектами и предметами. Целесообразно сходить с детьми на экскурсию к районной Доске почета, для знакомства со знаменитыми людьми нашего района, и узнать, чем прославили они свой край.
Всю работу по национальному воспитанию в подготовительной группе важно проводить в тесном сотрудничестве с родителями детей. Только совместное воздействие семьи и детского сада, объединенных в одну образовательную систему, позволят воспитать у ребенка чувство гражданственности и патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам. Театрализованную постановку на тему «Сказки народов Поволжья» можно провести на встрече с родителями, где дети покажут театрализованные представления, в которых можно будет увидеть нравственные ценности национальных героев. Целесообразно провести консультацию «Воспитание любви и уважения к людям другой национальности», дать домашнее задание для совместного творчества детей и родителей сделать герб своей семьи, свою родословную и предоставить на родительском собрании.