Мария Колесникова
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредствам математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Работа впервой младшей группе по
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством
математических- манипуляционных игр»
Одним из направлений развития ребенка-дошкольника является познавательное
развитие. Зная о том, что игра является основным видом деятельности
дошкольников, использовала дидактические игры в развитии познавательных
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредствам математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2023
способностей младшего дошкольного возраста.
Для развития математических представлений через логико-математические игры
мы создали в группе предметно-игровую развивающую среду и активно
взаимодействовали с родителями воспитанников.
Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно - развивающей среды и непосредственно дидактических игр. При создании среды придерживались принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм у нас в группе есть игры и игровые материалы
После того, как дети овладевали игровым правилом и игровым действиями, выставляла игры для совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной игровой деятельности детей. Игры расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Игровой материал меняется в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.
Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Используем как настольные игры, так и подвижные. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить материал.
Игры мы подбираем в порядке усложнения заданий - от простого к сложному.
На первом этапе использовали игры, где закрепляются представления о цвете предмета, о его форме. Дети знакомились с сенсорными эталонами, учились подбирать предметы по цвету, обследовали форму предмета зрительно, затем на ощупь, учились сопоставлять форму предмета с геометрическими образами. Играя в такие игры, как «Подбери по цвету», «Чаепитие», «Воздушные шарики», «Сенсорные коробки», «Поставь зверюшку на свой цвет» закрепляли с детьми цвет предмета. Эти игры помогали формировать у детей цветовые представления. Дети учились соотносить цвета разнородных предметов. Игры «Чудесный мешочек», «Найди свой домик»помогали закреплять знания детей о форме предмета, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
На втором этапе игры, знакомящие детей с новым качеством – величиной и количеством. Дети учились определять величину предмета различными способами. В данную группу вошли игры «Сбор фруктов, грибов и ягод», «Подбери тарелочку», «Один –много». Они позволяли развивать у детей глазомер при выборе предмета определенной величины и определять количество предметов.
На третьем этапе игры на ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы Маши», «Парикмахерская», «Больница» позволяли учить детей ориентироваться в пространстве,находить в игровой нужные зоны для игры, таким образом развивали у них образное мышление.
На четвертом этапе игры на развитие психических процессов: внимания, воображения, например, «Что лишнее», «Найди вторую половину», «Найди пару», «У кого выше и длиннее» Цель данных игр: развивать внимание, воображение.
Непосредственно образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений провожу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Определяя объем знаний, опираюсь на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей, и избежать их пассивности в ходе образовательной деятельности.
Играя с детьми в дидактические игры, отметила их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, при использовании дидактические игры «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Сенсорные коробки». для закрепления представлений о цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков. В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учили детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь. В играх с пирамидками, закрепляем у детей представления о цвете, форме, величине и размере предмета. В процессе игр у детей возникало желание узнать, как правильно выполнять задание, а затем и выполнить его. Рассказывая детям правила игры и способ действия, учила их играть. Приходилось показывать способ действия. Он содержал в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Например, играя с детьми в игру «Собери башню», выбирала из конструктора фигуры одинаковой формы, давала детям наглядный образец игрового действия. Затем обращала внимание детей, какая ровная и красивая башня у нас получилась. Это потому, что мы построили ее из одинаковых фигур. Играя в игру «Найди свой домик», закрепляем с детьми умение различать цвет, форму. Формируем представления о символическом изображении предметов. Эти игра очень нравятся детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.
Дидактическая игра «Пазлы», «Найди пару»позволяла формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорила детям, что у них должна получиться волшебная картинка : огурец, яблоко, зайка, колобок… В дидактической игре «Поставь зверюшек на свой цвет» дети учились подбирать предметы, обозначающие цвет, по слову. Обговаривали каким цветом игрушка,например утенок и просила поставить его на желтый цвет.
В данной игре развиваются не только познавательные, но и речевые способности детей : дети называют игрушку, которую берут и ее цвет
Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, использовали изготовленные нашими родителями логические «Сенсорные коробки». Сначала дали детям их для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняли, что каждая фигура имеет цвет, форму. Затем, осваивая правило игры «Сенсорных коробок», дети играли с ними как с конструктором, называя одно из свойств предмета.
Когда дети научились находить предметы по одному свойству, задания стали усложнять: учились различать и находить предметы по форме, цвету Следующие игры были сложнее предыдущих, например, «Выложи дорожку с условием, кто быстрее и длиннее выложит дорожку для поезда», «Разложи фигуры по в коробку такого же цвета».
В работе с блоками и счетными палочками использовала карточки-схемы, символы и наглядный пример воспитателя.
Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша и счетных палочек, способствуют активизации мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности.
Заканчивая игру, мы стараемся вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Например, говорим: «В следующий получится ещё лучше» или: «Завтра будем играть в новую интересную игру». И с учетом этого, разрабатываются варианты знакомых детям создаются новые, полезные и увлекательные игры с учетом на бедующие темы ННОД.
Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Поэтому родители являются моими помощниками. В уголке для родителей были размещены консультации «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игр с математическим содержание», «Знакомство с геометрическими фигурами в младшей группе», «Развитие логического мышления у детей раннего и младшего возраста через дидактические игры»,
Для ознакомления родителей с нашей работой проводим ознакомительные беседы и фотоотчёты.
Результативность.
Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр дала свои результаты. Дети с удовольствием играют с играми самостоятельно и совместно с воспитателем. Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме); умеют различать предметы по размеру : длине,, высоте; учатся обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам.