Аверина Ольга Константиновна
Урок по русскому языку «Работа с разделительным мягким знаком»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! Я рада встрече с вами!
! Просьба завести тетради в линию и в клетку.
!Домашние задания фотографировать и присылать на мой адрес
электронной почты:. или., или
. по номеру телефона: 8., или в контакте.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
- Сегодня необычный урок. Мы не видим друг друга, но общаемся. Давай улыбнёмся и пожелаем нам удачи. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же!
- Надеюсь, наше путешествие в мир знаний будет интересным, увлекательным и полезным.
Девиз нашего урока:
"Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому!"
Темочки:
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Тема урока:
Работа с разделительным мягким знаком
Работа с тетрадью в клетку
– Открой тетрадь в клетку. Запиши: 9 апреля.
Упражнение: Графический диктант
– Отгадай загадку:
Резво прыгает по лужам,
Шёрсткой собирает грязь,
Мыться тоже очень любит,
То ему не занимать,
Мячик кинешь – он примчится,
И обратно принесёт.
Он игривый непослушный,
Очень маленький…
– Отступи одну клетку вниз и четыре клетки вправо. Поставь точку.
– От точки 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо по диагонали, 2 клетки вправо вверх по диагонали, 2 клетки вправо, 1 клетку вправо вниз по диагонали, 3 клетки вниз, 1 клетку влево вниз по диагонали, 1 клетку влево, 3 клетки вниз, 8 клеток вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо вверх по диагонали, 4 клетки вверх, 2 клетки вправо вниз по диагонали, 7 клеток вниз, 1 клетку влево вниз по диагонали, 8 клеток вниз, 4 клетки влево, 1 клетку влево вверх по диагонали, 3 клетки вверх, 4 клетки влево, 4 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка влево вверх по диагонали, 7 клеток вверх, 1 клетка вправо вверх по диагонали, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки влево вверх по диагонали, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо вверх по диагонали, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка влево вверх по диагонали, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо вверх по диагонали.
Проверь. Приложение 1
Вспомни пальчиковую гимнастика: «В гости к пальчику большому…»
Выполни её.
Работа с тетрадью в линию
– Открой тетрадь в линию. Положи с наклоном. Сядь ровно, выровни спину.
– Запиши число: 9 апреля
Чистописание
– Для чего мы проводим минутки Чистописания?
– Какой девиз при письме? Пиши, но не спеши!
– Спиши красиво в тетрадь:
фа фо фл фе оф аф уф
флаги флажок
фотография
моя фамилия
Словарная работа
– Сегодня знакомимся с новым словарным словом – фамИлия.
– Что обозначает слово фамилия? (Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени, указывающее на принадлежность к одному роду, ведущему от одного предка, одной семье)
– Поставь ударение и назови «опасную» безударную гласную. (а)
– Запиши слово в тетрадь три раза, поставь ударение и подчеркни безударную гласную.
Фамилия,.
– Запиши слово Фа-ми-лия ещё раз, разделяя чёрточкой (дефисом) для переноса.
– Составь слова-родственники, которые образованы от слова Фамилия.
фамилия
-ная
бес -ный
одно -ец
– Когда мы употребляем в речи слова бесфамильный и однофамилец?
(Когда фамилия неизвестна).
(Когда человек не родной, а фамилия одна.)
– Запиши два слова в тетрадь: бесфамильный, однофамилец, выдели «опасную»
гласную. Запомни, как они пишутся!
Прочитай пословицу:
«Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.»
– Запиши свою фамилию. Помни, фамилия пишется с большой буквы!
(При желании найди и интернете происхождение своей фамилии, её историю, значение.)
Стихотворение
Звучат, как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Г. Грабулин
– Как понимаешь стихотворение?
– Спиши это стихотворение в тетрадь.
Словарная работа (повторение)
– Запиши в тетрадь через запятую. Как обычно: Первое слово с большой буквы, дальше через запятую с маленькой. Не забывай, ставить ударение и подчёркивать опасную букву!
В. р. бей, с. рока, п. тух, л. сица, с. бака.
– Это словарные слова. Почему их так называют? (В словах есть буква, которую нельзя проверить, поэтому – запоминаем)
– Продолжай работать со словарными словами. Спиши слова. Вставить пропущенные буквы.
к…ньки, т. традь, учит…ль, м…рковь, п. льто, м…дведь.
Проверь. Приложение 2
– Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного).
– Вспомни! На конце слова и между согласными звуками мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного.
Постановка темы и целей урока
- Сегодня ты ответишь на такие вопросы:
· Для чего нам нужен разделительный мягкий знак?
· Когда нужно писать разделительный мягкий знак?
Для этого мы:
– продолжим говорить о мягком знаке,
– будем наблюдать за словами с ь,
– будем учиться слышать ь в середине слов, будем учиться различать разделительный ь и ь – показатель мягкости,
– учиться писать слова с разделительным мягким знаком.
– Итак, изучаем тему: «Разделительный мягкий знак».
– Мы помним, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
Условиями мягкости служат буквы мягкий знак, я, ё, ю, и, е – которые ставятся после согласного. Сегодня нас интересует только мягкий знак!
– Прочитай сказку:
Однажды пришел мягкий знак в страну Знайкино и увидел там много букв, которые живут дружно. Согласные всегда соглашаются с гласными. Мягкому знаку захотелось жить в этой стране. Но буквы удивились: «Ты не обозначаешь никакого звука! Что ты будешь делать в нашей стране. Здесь нет лентяев? Каждый занят своим делом» Но мягкий знак стал их уговаривать: «Я соглашусь на любой
труд.» Тогда буквы придумали для мягкого знака целых 2 работы…
– Какие это 2 работы?
– Об этом ты узнаешь, если внимательно будешь наблюдать.
Мой маленький проект. Зачем? Чтобы ты пользовался этой памяткой на уроках.
Для чего? Что грамотно писать и получать – Пять.
– Посмотри:
вь ви вьи
нь ни ньи
ль ли льи
рь ри рьи
сь си сьи
– Какую роль выполняет мягкий знак в буквосочетаниях ВЬ, НЬ, ЛЬ, РЬ,СЬ? (Первая работа:
Ь – показатель мягкости.)
– Какие ещё буквы указывают на мягкость согласного? Что согласный надо читать мягко? (Гласные: И, Е, Ё, Ю, Я)
– Тогда зачем же в буквосочетаниях ВЬИ, НЬЕ, ЛЬЁ, РЬЮ, СЬЯ стоят рядом и гласные: Е, Ё, Ю, Я, И, и мягкий знак? (Оказывается, это ещё одна работа у мягкого знака –
Вторая работа: Ь – разделительный.)
Работа по теме
– Продолжим наблюдение.
– Кто такой Коля? (Имя)
– Что такое колья? (Тонкая заострённая палка)
– Рассмотри два слова: Коля – колья
– Соедини слова с транскрипцией. Коля колья
[кол’а] [кол’й’а]
– Какие звуки слышишь в этих словах? Назови их.
– В слове Коля после ль слышу гласный звук а. На письме
после мягкой пишу я.
В слове колья после ль слышу согласный звук й и
дальше гласный звук а.
– Что заметил (а?
! Появился звук [ й’].
– Произнеси ещё раз: Коля – колья.
– На письме в слове колья после буквы л пишется разделительный ь знак.
– Понаблюдаем за словами: полёт – польёт.
– Что они обозначают?
– Соедини слова полёт – польёт с транскрипцией:
полёт польёт
[пол’от] [пол’й’от]
– Какие звуки слышишь в этих словах? Назови их.
В слове полёт после ль слышу гласный звук о.
В слове польёт после ль слышу согласный звук й и дальше гласный звук о, на письме после буквы л пишется разделительный ь знак.
– Что заметил (а?
! Опять появился звук [й’].
– Почему? (Буквы Я и Ё обозначают 2 звука)
– А ещё какие буквы могут обозначать 2 звука? (Е, Ю, И)
Буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают два звука:
- в начале слова;
- после гласной;
- после разделительных ь и ъ знака!
я< [й’а]
е< [й’э]
ё< [й’о]
ю< [й’у]
и< [й’и]
Упр. 3 (Письменно)
– Продолжи наблюдение, когда пишем в словах разделительный мягкий знак? – Спиши слова:
обведи мягкий знак кружочками;
подчеркни букву, которая написана перед мягким знаком – подчеркни одной линией;
подчеркни букву, которая написана после мягкого знака – подчеркни двумя линиями;
сделай вывод: где пишется разделительный мягкий знак?
Дерев. я, бел. ё, руч. и, пол. ю, весел. е.
– Убери мягкий знак, и посмотри, что получится. Прочитай полученное:
Деревя, белё, ручи, полю, веселе.
– Так, что же случилось, если убрать мягкий знак?
(Гласные слились с согласными.)
– Делаем вывод: Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые обозначают 2 звука, первый из которых [Й’]
Опорная схема:
Разделительный мягкий знак пишется:
ПОСЛЕ СОГЛАСНОЙ,
перед ГЛАСНЫМИ: Е,Ё,Ю,Я,И.
Разделительный мягкий знак – это орфограмма.
Упр. 4 (Письменно)
– Продолжи наблюдение. Что есть во всех слова? (Есть мягкий знак)
– Между какими буквами он стоит? (между согласными и гласными, и между двумя согласными)
– Раздели данные слова на две группы и запиши в два столбика:
1 столбик 2 столбик
Согласный+мягкий знак Согласный+мягкий гласный+
или Согласный+мягкий знак гласный
+согласный
Осень, деревья, польза, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье.
– Мы знаем правило, буква мягкий знак – показатель мягкости согласных пишется в конце слова после согласных букв и в середине слова между буквами согласных.
– Поэтому в словах 1 столбика мягкий знак – показатель мягкости.
– А во втором? Слова с разделительным ь знаком. Докажи!
Сделай вывод! Смотри таблицу:
Ь показывает мягкость предыдущего согласного Разделительный Ь
между согл. на конце слов между согл. и гл.
борьба тень листья
пеньки боль ручьи
кульки даль льют
полька цель пьют
деньки мель зелье
Вывод:
Разделительный мягкий знак
пишется после ___,
и перед гласными: __,__,__,__,.
Запоминалочка:
Буду я всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтоб семья не стала семя,
а колья – Колей никогда!
После согласных – мягкий знак – перед гласными е, ё, ю, я, и. Физкультминутка
Вперёд 4 шага, на месте 4 шага,
Назад 4 шага, на месте 4 шага,
В право 4 шага, на месте 4 шага,
На лево 4 шага, на месте 4 шага.
Кружится, кружится наш хоровод
Ручками похлопаем, ножками потопаем
Плечиками подвигаем, и ещё попрыгаем.
Закрепление. Задания по выбору 3-4 упражнения (дифференцированная работа)
Упр. 5 (Письменно)
– Прочитай. Запиши в один столбик слова с Ь – показателем мягкости, а в другой с Ь – разделительным. Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные – двумя чертами.
Вспомни правило: Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных в конце слова или между согласными,
Ь – разделительный пишется после мягких согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И.
Платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба
Проверь. Приложение 3
– Упр. 6 (Письменно)
Игра «Найди пару» (антонимы)
– Запиши парами:
работа здоровье
свет безделье
болезнь тьма
скука польза
враги веселье
вред друзья
Проверь. Приложение 4
– Выполни упражнения с колечком Су-джок.
Упр. 7 (Письменно)
Игра: Один – много
– Запиши слово с мягким знаком во множественном числе:
Друг –, дерево –, брат –, лист-, муравей – муравьи.
Проверь. Приложение 5
Упр. 8 (Письменно)
– Запиши через запятую, одним словом с мягким знаком:
дом, жилище –
снежная буря –
домики для пчёл –
мама, папа, дети –
ягоды, сваренные в сахаре –
Проверь. Приложение 6
Физминутка.
– Взрослый читает слова: лень, деньки, варенье, воробьи, редька,
пальто, ручьи, огоньки, новоселье.
- Ученик выполняет.
Ь – показатель мягкости – потопай,
Ь – разделительный знак – похлопай.
– Выполни упражнение «Ёжик» с колючим мячом.
Упр. 9 (Письменно)
– Составь пословицу из данных слов: Без, учен…я, умен…я, нет.
– Как ее понимаешь? Запиши. В каком слове спряталось наше правило?
Проверь. Приложение 7
Упр. 10 (Письменно обязательно)
Тестирование
– Выберите правильный ответ. Запиши в ответ число и букву, которые считаешь правильными.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) мальчики;
Б) вьюга;
В) лизунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) мурав…и;
Б) поч…ки;
В) ден…ги
4. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) дочки.
Итог
ь - показатель мягкости Ь -разделительный
Пишется после согласных перед Пишется после согласных перед
согласными или в конце слова: гласными: Е,Ё,Ю,Я,И,
обозначающих 2 звука и первый
звук у которых [й’]
коньки, день льёт[л’й’от]
Меняет лексическое значение слова
Это орфограмма
Рефлексия
– Проанализируй свою работу
– Подумай, что было легко?
– Что было трудно?
– Какое задание было самым интересным?
– Что можешь сказать о своей работе?
– Нарисуй прямоугольник, цвет которого соответствует твоим знаниям:
зелёный, желтый, красный.
Жёлтый цвет:
Стоп! Вперед нельзя!
Повторять буду я!
Синий цвет:
Внимание!
Сомневаюсь ещё я!
Красный цвет:
Вперёд!
В знаниях уверен я!
– Оцени свою работу. Нарисуй:
5 – красная звезда,
4 – синий квадрат,
3 – жёлтый треугольник.
– Дополнительное задание
1. Сложный уровень
– Если считаешь, что хорошо справился со заданиями и можешь выполнить сложную творческую работу, то сочини сказку о путешествии разделительного мягкого знака.
2. Средний уровень.
– Если затрудняешься выполнить сложную работу, запиши 10 слов с разделительным мягким знаком.
1. Базовый уровень.
– Не выполняй дополнительное задание.
Важно! Орфограмма РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК является одной из самых значимых в начальной школе. Уже во 2 классе дети знакомятся с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.
У некоторых ребят начинаются сложности. Чтобы в головах не было путаницы, даже в 3 классе, нужно объяснить им двойную работу мягкого знака: Мягкий знак может просто смягчать согласный звук, стоящий перед ним. В данном случае он стоит в конце слова или между двумя согласными. Например: коньки, олень, день, долька.
Также мягкий знак может разделять два звука!
Проверь. Приложение 1
Проверь. Приложение 2
Воробей, сорока, петух, лисица, собака,
коньки, тетрадь, учитель, морковь, пальто, медведь.
Проверь. Приложение 3
1 столбик 2 столбик
Согласный+Ь или Согласный+Ь+гласный
Согласный+Ь+согласный
Осень Деревья
польза ульи
дождь ночью
просьба веселье
Проверь. Приложение 4
Огоньки Платье
просьба гостья
лень жильё
пальто обезьяна
Проверь. Приложение 5
работа безделье
болезнь здоровье
свет тьма
скука веселье
враги друзья
польза вред
Проверь. Приложение 6
Друг – друзья, дерево – деревья, брат – братья, лист – листья, муравей – муравьи.
Проверь. Приложение 7
Жильё, вьюга, ульи, семья, варенье.
Проверь. Приложение 8
Без ученья нет уменья.