Приложение МААМ

Урок по русскому языку «Работа с разделительным мягким знаком»

Аверина Ольга Константиновна
Урок по русскому языку «Работа с разделительным мягким знаком»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте! Я рада встрече с вами!

! Просьба завести тетради в линию и в клетку.

!Домашние задания фотографировать и присылать на мой адрес

электронной почты:. или., или

. по номеру телефона: 8., или в контакте.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,

Начинаем наш урок.

- Сегодня необычный урок. Мы не видим друг друга, но общаемся. Давай улыбнёмся и пожелаем нам удачи. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же!

- Надеюсь, наше путешествие в мир знаний будет интересным, увлекательным и полезным.

Девиз нашего урока:

"Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому!"

Темочки:

Тема урока:

Работа с разделительным мягким знаком

Работа с тетрадью в клетку

– Открой тетрадь в клетку. Запиши: 9 апреля.

Упражнение: Графический диктант

– Отгадай загадку:

Резво прыгает по лужам,

Шёрсткой собирает грязь,

Мыться тоже очень любит,

То ему не занимать,

Мячик кинешь – он примчится,

И обратно принесёт.

Он игривый непослушный,

Очень маленький…

– Отступи одну клетку вниз и четыре клетки вправо. Поставь точку.

– От точки 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо по диагонали, 2 клетки вправо вверх по диагонали, 2 клетки вправо, 1 клетку вправо вниз по диагонали, 3 клетки вниз, 1 клетку влево вниз по диагонали, 1 клетку влево, 3 клетки вниз, 8 клеток вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо вверх по диагонали, 4 клетки вверх, 2 клетки вправо вниз по диагонали, 7 клеток вниз, 1 клетку влево вниз по диагонали, 8 клеток вниз, 4 клетки влево, 1 клетку влево вверх по диагонали, 3 клетки вверх, 4 клетки влево, 4 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка влево вверх по диагонали, 7 клеток вверх, 1 клетка вправо вверх по диагонали, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки влево вверх по диагонали, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо вверх по диагонали, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка влево вверх по диагонали, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо вверх по диагонали.

Проверь. Приложение 1

Вспомни пальчиковую гимнастика: «В гости к пальчику большому…»

Выполни её.

Работа с тетрадью в линию

– Открой тетрадь в линию. Положи с наклоном. Сядь ровно, выровни спину.

– Запиши число: 9 апреля

Чистописание

– Для чего мы проводим минутки Чистописания?

– Какой девиз при письме? Пиши, но не спеши!

– Спиши красиво в тетрадь:

фа фо фл фе оф аф уф

флаги флажок

фотография

моя фамилия

Словарная работа

– Сегодня знакомимся с новым словарным словом – фамИлия.

– Что обозначает слово фамилия? (Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени, указывающее на принадлежность к одному роду, ведущему от одного предка, одной семье)

– Поставь ударение и назови «опасную» безударную гласную. (а)

– Запиши слово в тетрадь три раза, поставь ударение и подчеркни безударную гласную.

Фамилия,.

– Запиши слово Фа-ми-лия ещё раз, разделяя чёрточкой (дефисом) для переноса.

– Составь слова-родственники, которые образованы от слова Фамилия.

фамилия

-ная

бес -ный

одно -ец

– Когда мы употребляем в речи слова бесфамильный и однофамилец?

(Когда фамилия неизвестна).

(Когда человек не родной, а фамилия одна.)

– Запиши два слова в тетрадь: бесфамильный, однофамилец, выдели «опасную»

гласную. Запомни, как они пишутся!

Прочитай пословицу:

«Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.»

– Запиши свою фамилию. Помни, фамилия пишется с большой буквы!

(При желании найди и интернете происхождение своей фамилии, её историю, значение.)

Стихотворение

Звучат, как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Г. Грабулин

– Как понимаешь стихотворение?

– Спиши это стихотворение в тетрадь.

Словарная работа (повторение)

– Запиши в тетрадь через запятую. Как обычно: Первое слово с большой буквы, дальше через запятую с маленькой. Не забывай, ставить ударение и подчёркивать опасную букву!

В. р. бей, с. рока, п. тух, л. сица, с. бака.

– Это словарные слова. Почему их так называют? (В словах есть буква, которую нельзя проверить, поэтому – запоминаем)

– Продолжай работать со словарными словами. Спиши слова. Вставить пропущенные буквы.

к…ньки, т. традь, учит…ль, м…рковь, п. льто, м…дведь.

Проверь. Приложение 2

– Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного).

– Вспомни! На конце слова и между согласными звуками мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного.

Постановка темы и целей урока

- Сегодня ты ответишь на такие вопросы:

· Для чего нам нужен разделительный мягкий знак?

· Когда нужно писать разделительный мягкий знак?

Для этого мы:

– продолжим говорить о мягком знаке,

– будем наблюдать за словами с ь,

– будем учиться слышать ь в середине слов, будем учиться различать разделительный ь и ь – показатель мягкости,

– учиться писать слова с разделительным мягким знаком.

– Итак, изучаем тему: «Разделительный мягкий знак».

– Мы помним, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.

Условиями мягкости служат буквы мягкий знак, я, ё, ю, и, е – которые ставятся после согласного. Сегодня нас интересует только мягкий знак!

– Прочитай сказку:

Однажды пришел мягкий знак в страну Знайкино и увидел там много букв, которые живут дружно. Согласные всегда соглашаются с гласными. Мягкому знаку захотелось жить в этой стране. Но буквы удивились: «Ты не обозначаешь никакого звука! Что ты будешь делать в нашей стране. Здесь нет лентяев? Каждый занят своим делом» Но мягкий знак стал их уговаривать: «Я соглашусь на любой

труд.» Тогда буквы придумали для мягкого знака целых 2 работы…

– Какие это 2 работы?

– Об этом ты узнаешь, если внимательно будешь наблюдать.

Мой маленький проект. Зачем? Чтобы ты пользовался этой памяткой на уроках.

Для чего? Что грамотно писать и получать – Пять.

– Посмотри:

вь ви вьи

нь ни ньи

ль ли льи

рь ри рьи

сь си сьи

– Какую роль выполняет мягкий знак в буквосочетаниях ВЬ, НЬ, ЛЬ, РЬ,СЬ? (Первая работа:

Ь – показатель мягкости.)

– Какие ещё буквы указывают на мягкость согласного? Что согласный надо читать мягко? (Гласные: И, Е, Ё, Ю, Я)

– Тогда зачем же в буквосочетаниях ВЬИ, НЬЕ, ЛЬЁ, РЬЮ, СЬЯ стоят рядом и гласные: Е, Ё, Ю, Я, И, и мягкий знак? (Оказывается, это ещё одна работа у мягкого знака –

Вторая работа: Ь – разделительный.)

Работа по теме

– Продолжим наблюдение.

– Кто такой Коля? (Имя)

– Что такое колья? (Тонкая заострённая палка)

– Рассмотри два слова: Коля – колья

– Соедини слова с транскрипцией. Коля колья

[кол’а] [кол’й’а]

– Какие звуки слышишь в этих словах? Назови их.

– В слове Коля после ль слышу гласный звук а. На письме

после мягкой пишу я.

В слове колья после ль слышу согласный звук й и

дальше гласный звук а.

– Что заметил (а?

! Появился звук [ й’].

– Произнеси ещё раз: Коля – колья.

– На письме в слове колья после буквы л пишется разделительный ь знак.

– Понаблюдаем за словами: полёт – польёт.

– Что они обозначают?

– Соедини слова полёт – польёт с транскрипцией:

полёт польёт

[пол’от] [пол’й’от]

– Какие звуки слышишь в этих словах? Назови их.

В слове полёт после ль слышу гласный звук о.

В слове польёт после ль слышу согласный звук й и дальше гласный звук о, на письме после буквы л пишется разделительный ь знак.

– Что заметил (а?

! Опять появился звук [й’].

– Почему? (Буквы Я и Ё обозначают 2 звука)

– А ещё какие буквы могут обозначать 2 звука? (Е, Ю, И)

Буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают два звука:

- в начале слова;

- после гласной;

- после разделительных ь и ъ знака!

я< [й’а]

е< [й’э]

ё< [й’о]

ю< [й’у]

и< [й’и]

Упр. 3 (Письменно)

– Продолжи наблюдение, когда пишем в словах разделительный мягкий знак? – Спиши слова:

обведи мягкий знак кружочками;

подчеркни букву, которая написана перед мягким знаком – подчеркни одной линией;

подчеркни букву, которая написана после мягкого знака – подчеркни двумя линиями;

сделай вывод: где пишется разделительный мягкий знак?

Дерев. я, бел. ё, руч. и, пол. ю, весел. е.

– Убери мягкий знак, и посмотри, что получится. Прочитай полученное:

Деревя, белё, ручи, полю, веселе.

– Так, что же случилось, если убрать мягкий знак?

(Гласные слились с согласными.)

– Делаем вывод: Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые обозначают 2 звука, первый из которых [Й’]

Опорная схема:

Разделительный мягкий знак пишется:

ПОСЛЕ СОГЛАСНОЙ,

перед ГЛАСНЫМИ: Е,Ё,Ю,Я,И.

Разделительный мягкий знак – это орфограмма.

Упр. 4 (Письменно)

– Продолжи наблюдение. Что есть во всех слова? (Есть мягкий знак)

– Между какими буквами он стоит? (между согласными и гласными, и между двумя согласными)

– Раздели данные слова на две группы и запиши в два столбика:

1 столбик 2 столбик

Согласный+мягкий знак Согласный+мягкий гласный+

или Согласный+мягкий знак гласный

+согласный

Осень, деревья, польза, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье.

– Мы знаем правило, буква мягкий знак – показатель мягкости согласных пишется в конце слова после согласных букв и в середине слова между буквами согласных.

– Поэтому в словах 1 столбика мягкий знак – показатель мягкости.

– А во втором? Слова с разделительным ь знаком. Докажи!

Сделай вывод! Смотри таблицу:

Ь показывает мягкость предыдущего согласного Разделительный Ь

между согл. на конце слов между согл. и гл.

борьба тень листья

пеньки боль ручьи

кульки даль льют

полька цель пьют

деньки мель зелье

Вывод:

Разделительный мягкий знак

пишется после ___,

и перед гласными: __,__,__,__,.

Запоминалочка:

Буду я всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтоб семья не стала семя,

а колья – Колей никогда!

После согласных – мягкий знак – перед гласными е, ё, ю, я, и. Физкультминутка

Вперёд 4 шага, на месте 4 шага,

Назад 4 шага, на месте 4 шага,

В право 4 шага, на месте 4 шага,

На лево 4 шага, на месте 4 шага.

Кружится, кружится наш хоровод

Ручками похлопаем, ножками потопаем

Плечиками подвигаем, и ещё попрыгаем.

Закрепление. Задания по выбору 3-4 упражнения (дифференцированная работа)

Упр. 5 (Письменно)

– Прочитай. Запиши в один столбик слова с Ь – показателем мягкости, а в другой с Ь – разделительным. Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные – двумя чертами.

Вспомни правило: Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных в конце слова или между согласными,

Ь – разделительный пишется после мягких согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И.

Платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба

Проверь. Приложение 3

– Упр. 6 (Письменно)

Игра «Найди пару» (антонимы)

– Запиши парами:

работа здоровье

свет безделье

болезнь тьма

скука польза

враги веселье

вред друзья

Проверь. Приложение 4

– Выполни упражнения с колечком Су-джок.

Упр. 7 (Письменно)

Игра: Один – много

– Запиши слово с мягким знаком во множественном числе:

Друг –, дерево –, брат –, лист-, муравей – муравьи.

Проверь. Приложение 5

Упр. 8 (Письменно)

– Запиши через запятую, одним словом с мягким знаком:

дом, жилище –

снежная буря –

домики для пчёл –

мама, папа, дети –

ягоды, сваренные в сахаре –

Проверь. Приложение 6

Физминутка.

– Взрослый читает слова: лень, деньки, варенье, воробьи, редька,

пальто, ручьи, огоньки, новоселье.

- Ученик выполняет.

Ь – показатель мягкости – потопай,

Ь – разделительный знак – похлопай.

– Выполни упражнение «Ёжик» с колючим мячом.

Упр. 9 (Письменно)

– Составь пословицу из данных слов: Без, учен…я, умен…я, нет.

– Как ее понимаешь? Запиши. В каком слове спряталось наше правило?

Проверь. Приложение 7

Упр. 10 (Письменно обязательно)

Тестирование

– Выберите правильный ответ. Запиши в ответ число и букву, которые считаешь правильными.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) мальчики;

Б) вьюга;

В) лизунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) мурав…и;

Б) поч…ки;

В) ден…ги

4. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) дочки.

Итог

ь - показатель мягкости Ь -разделительный

Пишется после согласных перед Пишется после согласных перед

согласными или в конце слова: гласными: Е,Ё,Ю,Я,И,

обозначающих 2 звука и первый

звук у которых [й’]

коньки, день льёт[л’й’от]

Меняет лексическое значение слова

Это орфограмма

Рефлексия

– Проанализируй свою работу

– Подумай, что было легко?

– Что было трудно?

– Какое задание было самым интересным?

– Что можешь сказать о своей работе?

– Нарисуй прямоугольник, цвет которого соответствует твоим знаниям:

зелёный, желтый, красный.

Жёлтый цвет:

Стоп! Вперед нельзя!

Повторять буду я!

Синий цвет:

Внимание!

Сомневаюсь ещё я!

Красный цвет:

Вперёд!

В знаниях уверен я!

– Оцени свою работу. Нарисуй:

5 – красная звезда,

4 – синий квадрат,

3 – жёлтый треугольник.

– Дополнительное задание

1. Сложный уровень

– Если считаешь, что хорошо справился со заданиями и можешь выполнить сложную творческую работу, то сочини сказку о путешествии разделительного мягкого знака.

2. Средний уровень.

– Если затрудняешься выполнить сложную работу, запиши 10 слов с разделительным мягким знаком.

1. Базовый уровень.

– Не выполняй дополнительное задание.

Важно! Орфограмма РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК является одной из самых значимых в начальной школе. Уже во 2 классе дети знакомятся с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.

У некоторых ребят начинаются сложности. Чтобы в головах не было путаницы, даже в 3 классе, нужно объяснить им двойную работу мягкого знака: Мягкий знак может просто смягчать согласный звук, стоящий перед ним. В данном случае он стоит в конце слова или между двумя согласными. Например: коньки, олень, день, долька.

Также мягкий знак может разделять два звука!

Проверь. Приложение 1

Проверь. Приложение 2

Воробей, сорока, петух, лисица, собака,

коньки, тетрадь, учитель, морковь, пальто, медведь.

Проверь. Приложение 3

1 столбик 2 столбик

Согласный+Ь или Согласный+Ь+гласный

Согласный+Ь+согласный

Осень Деревья

польза ульи

дождь ночью

просьба веселье

Проверь. Приложение 4

Огоньки Платье

просьба гостья

лень жильё

пальто обезьяна

Проверь. Приложение 5

работа безделье

болезнь здоровье

свет тьма

скука веселье

враги друзья

польза вред

Проверь. Приложение 6

Друг – друзья, дерево – деревья, брат – братья, лист – листья, муравей – муравьи.

Проверь. Приложение 7

Жильё, вьюга, ульи, семья, варенье.

Проверь. Приложение 8

Без ученья нет уменья.

Публикации по теме:

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Открытый урок по русскому языку в 10 классе туркменской школы «День космонавтики» Тема урока:, День космонавтики! ". Цель урока: Обобщить, закрепить знания представления в мире о первом космонавте Ю. А. Гагарина. Задача.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по русскому языку «Работа с разделительным мягким знаком»
Опубликовано: 31 декабря 2024 в 04:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок по русскому языку «Работа с разделительным мягким знаком»» (включая файлы) размещена пользователем Аверина Ольга Константиновна (УИ 2107643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 января 2025 суббота
05 января 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД