Татьяна Козлова
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности
Тема
:«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.»
Подготовила:
МБДОУ Д/с №52
Козлова Татьяна Владимировна
Орел 2021 г.
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.»
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности» размещена в разделах
Прикоснуться к природе всем сердцем?
Удивиться, узнать, полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
А. В. Смирнова
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей.
В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Если стимулировать интерес ребенка к природе, вызывать сопереживание, пробуждать чувства, то экологическое сознание у детей постепенно повышается.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Однако только при благоприятных социальных условиях в семье, в детском саду и ближайшем окружении.
Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование экологического воспитания. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).
Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей.
Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.
Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.
Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!
Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.
Цель проводимой работы: формирование у воспитанников экологической культуры (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач:
Воспитать любовь к природе у детей дошкольного возраста через музыкальные образы во всех видах музыкальной деятельности.
Развить музыкальные способности, духовно-нравственные качества ребенка через ознакомление с шедеврами мировой музыкальной культуры.
Научить выражать собственное отношение к миру, музыкально-художественным образам.
Воспитать у детей дошкольного возраста стремление к активной деятельности и творчеству
В своей работе я придерживаюсь следующих педагогических принципов:
Систематичности.
Последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей;
Наглядности.
Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения;
Доступности.
Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Этот принцип основывается на умении воспитателей и педагогов соотнести учебный процесс с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют. Если эти связи установить не удается, знания считаются недоступными.
Учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Музыкальный руководитель должен быть способным становиться на точку зрения воспитанника, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности; понимать, как он воспринимает определенную ситуацию; объяснять, почему так, а не иначе».
Сезонности.
Предполагает знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе, в основе которых действие естественных факторов,
Интеграции образовательных областей.
Работа по формированию у детей знаний по экологии в детском саду осуществляется на основе синтеза, объединения следующих образовательных областей:
Познавательное развитие;
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
Речевое развитие;
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Художественно-эстетическое развитие;
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие;
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.
Существуют различные формы проведения экологических занятий.
Кроме специальных занятий по экологии проводятся музыкально-познавательные занятия, занятия-развлечения на экологические темы.
Одним из путей формирования культуры ребёнка (экологической и музыкальной) являются интегрированные занятия. Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности (музыкальной, изобразительной, танцевальной, экспериментальной) и искусства.
Музыкально-экологические занятия, развлечения не только обогащают знание детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.
Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность.
Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных лягушат, важных гусей, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в медвежат, лисят, волчат, или призывают людей к миру, перевоплощаясь в гордых аистов. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя всепоглощающим, свирепым пламенем войны, звонкой капелькой дождя, или красивым нежным цветком, пчелкой, стрекозой.
Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.
Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Слушая музыкальное произведение ребенок осознает его. Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радости, ощущение прекрасного. Слушая музыку, ребенок думает, мыслит, различает общее настроение, характер музыки, воспринимает ее эмоциональное содержание. Дети не только любят слушать, но и с удовольствием поют песни природе. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!")
Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.
Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы. Я думаю, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной.