Никитина Светлана Владимировна
Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста с помощью метеорологической станции в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста с помощью метеорологической станции в детском саду.
Охранять природу – значит охранять Родину.
(Пришвин М. М.)
Публикация «Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста с помощью метеорологической станции в детском саду» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Аннотация: Данная статья посвящена экологическому воспитанию дошкольников. Особое внимание уделяется созданию в детском саду предметно – развивающей среды и созданию условий для формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с помощью наблюдений на метеорологической станции.
Ключевые слова: дети, дошкольник, экология, экологическое мышление, экологическое воспитание, метеорологическая станция, метеоролог, эксперимент, наблюдение.
Цель: воспитание экологических представлений и экологического сознания у дошкольников с использованием проектной деятельности на примере экспериментально – исследовательского проекта «Метеостанция» в детском саду.
Работа по экологическому воспитанию в детском саду является одной из главных составляющих дошкольного образования. В наше время экологическое воспитание расценивается как одно из самых приоритетных направлений в работе с детьми. Причина - это деятельность человека в природе, зачастую безграмотная, экологически неправильная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
В дошкольном возрасте у воспитанников проявляется осознанное отношение к окружающему миру и объектам природы. Именно на этом этапе ребёнок получает знания об окружающей среде и процессах происходящих в ней, накапливает, эмоциональные представления, у него формируются задатки экологического мышления, закладываются элементы культуры.
Воспитанники всегда и везде взаимодействуют с природой, но не всегда знают об устойчивых изменениях в природе и существующих в ней взаимосвязях, не знают экологически ценных установок, поведенческих умений, не всегда проявляют бережное отношение к окружающей среде.
Дошкольники - это первые маленькие исследователи, их любознательность заставляет педагога искать все новые и новые методы и формы работы, поэтому задача педагога привлечь детское внимание в данном направлении и зажечь искру познавательной деятельности в каждом ребёнке.
В работе с детьми, в формировании представлений ребёнка о природе и экологического сознания, мы зачастую выбираем проектную деятельность. Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми актуальный? Педагог организует образовательную деятельность с детьми, в ней развивается познавательная активность воспитанников, педагог выступает как партнер в совместной работе, воспитатель выполняет все занятия вместе с ребятами, появляются доверительные отношения, дети участвуют в исследовательской деятельности с удовольствием.
Изменить отношение детей к природе и узнать более подробно, что происходит на небе, почему гремит гром, дует ветер и т. д. можно не навязчиво, со стороны, вовлекая воспитанников в проектную деятельность. В связи с внедрением в образовательную деятельность ФГОС ДО, возникла необходимость, изменения образовательной среды, включающей систему условий социализации и развития детей в детском саду.
Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющих погодные условия и явления. Она позволяет формировать экологические представления детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира. Она позволяет разносторонне ребёнку ознакомиться с окружающим миром.
В процессе наблюдений и экспериментирования, обучение и воспитание детей сливаются в один единый процесс, дошкольники усваивают здесь научные знания об окружающей среде, этические нормы и правила поведения. Именно в этой экспериментально - исследовательской деятельности постоянно создаются условия для создания экологически развитой личности каждого ребёнка.
Занятия юных метеорологов интересны и разнообразны, ребята воспринимают их, как новую интересную ролевую игру, что педагогу поможет познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. В организованной совместной образовательной деятельности у ребят развиваются умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, брать на себя ответственность, обобщать, работать в подгруппах, и коллективно.
В процессе работы воспитанники получают элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога. Ребята приобретают навыки использования приборов для наблюдения за погодой, имеют простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силе ветра, о количестве выпавших осадков, а так же изучают природные явления: приметы в природе, поведение животных и насекомых, учатся делать выводы на личном опыте. Каждый дошкольник может проявить себя, почувствовать себя нужным, а это значит, у ребёнка появляется уверенность в себе и своих силах. Таким способом воспитанники расширяют свои естественнонаучные знания, стремятся участвовать в улучшении общего состояния природы.
Метеостанция - это часть экологического воспитания, она позволяет разнообразить представления детей, повысить экологическое сознание ребёнка и культуру, помогает им понимать природу, воспитывает у детей потребность не только любоваться, но и бережно к ней относится.
Ранней весной мы с воспитанниками решили в нашей группе «Лучики» организовать свою метеостанцию, без больших денежных затрат, так как комплексный макет стоит очень дорого, мы обсудили с родителями на родительском собрании, как будет выглядеть наша метеостанция, и решили кто, сможет нам помочь в изготовлении измерительного оборудования.
Наша метеостанция находится в групповой комнате в уголке природы, она изготовлена в виде лэпбука. В комплект метеостанции входят измерительные приборы для измерения температуры воздуха, силы ветра, атмосферного давления, времени суток и т. д. Метеостанция организована таким образом, чтобы воспитанники могли вести наблюдения, как в группе, так и на участке во время прогулок.
Свою проектную деятельность в группе «Лучики» мы начали со знакомства с профессией - метеоролога и его рабочими измерительными приборами. Воспитанники познакомились с измерительным прибором - термометром, который фиксирует температуру воздуха, ознакомились со шкалой, которая позволяет уточнять плюсовую или минусовую температуру, рассмотрели разные виды термометров (уличный, комнатный, обсудили с ребятами особенности термометров.
На нашем участке в уголке природы размещён флюгер и вертушки для определения силы ветра, воспитанники во время прогулок знакомились с силой ветра и ежедневно записывали свои наблюдения в журнал природы.
Каждый день ребята следили за погодой. В этом им был помощник - барометр, воспитанники следили за атмосферным давлением, будет дождь или нет, на личном примере ребята, могли определить какая будет завтра погода, что позволяет сделать выбор каждому ребёнку в выборе одежды, брать завтра панаму или зонтик. Воспитанники познакомились с измерительным прибором – дождемером, он позволил дошкольникам делать замер воды во время дождя, так же ребята следили за облаками. Чтобы быстрее запомнить вид облаков в своих наблюдениях и измерениях использовали рамку «Виды облаков». Такой прибор позволяет быстро определить вид облаков и сделать вывод дождевое облако или нет.
Ребята ознакомились с самым главным измерительным прибором – часы, часы позволяют делать замеры и наблюдения более точными. На собственных наблюдениях ребята убедились, что часы неотъемлемая часть в работе метеоролога на метеостанции. Познакомились с работой солнечных часов, которые люди пользовали много лет в своей жизнедеятельности до изготовления механических. Солнечные часы не имеют сложных механизмов и поэтому позволяют работать в разных уголках метеостанции. Ребята на личных наблюдениях сделали вывод, что солнце главный элемент солнечных часов. Познакомились с песочными часами, сделали выводы, о том, что они дают возможность определять время для измерений и дают возможность фиксировать его.
Все свои измерения и наблюдения дошкольники сами записывали в таблицы наблюдений в дневник природы в виде схем, если было солнечно, рисовали яркое солнышко, если в этот день было пасмурно, рисовали маленькое солнышко и тучку, ну а если шел дождь рисовали тёмную тучу с дождиком. В ходе изучения измерительных приборов на метеостанции дошкольники познакомились и узнали очень многое о природных явлениях и научились вести дневник природы.
Изучая и наблюдая за явлениями природы, дошкольники использовали народные приметы: - живые барометры:
- Если ласточки летают высоко – к хорошей погоде;
- В солнечный денёк паук плетёт паутину – если паук прячется – пойдёт дождь;
- В солнечный денёк лягушки сидят тихо в воде – а если к дождю начинают квакать и выходят на берег;
Если еловая шишка открыта – значит, будет солнечно – если закрыта – будет дождь;
Если бутоны цветов закрылись – значит, будет дождь - если нет, значит, даже если сильно пасмурно дождя не жди.
Если кошка свернулась калачиком и крепко спит – будет дождь.
Юные метеорологи так увлеклись процессом в проектной деятельности, они узнавали новое и удивительное. Совместно с педагогом ребята придумали сказку «Лесные помощники» для закрепления материала. Воспитанники распределили и репетировали роли, ответственно готовились к постановке, совместно с родителями готовили атрибуты. Показали свою сказку в музыкальном зале для младших групп. В сказке были задействованы все дети группы «Лучики». Именно в дошкольном возрасте, через добрую поучительную сказку закладываются знания и умения воспитанников о природных явлениях, воспитывается культура поведения в природе. Сказка позволила доступным способом для ребят создать условия для формирования основ экологической культуры.
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что проектная деятельность на метеостанции смогла сделать более интересными традиционные наблюдения детей за погодой, значительно вырос уровень знаний о метеорологических измерительных приборах, воспитанники научились наблюдать, обобщать и анализировать материал.
В ходе изучений и наблюдений ребята в играх, экспериментах приобрели ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослого человека, труд которых очень важен для других людей. Всё это свидетельствует, о том, что проект детям был интересен и полезен.