Светлана Гусева
Формирование валеологической культуры ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование валеологической культуры ребёнка»
Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.
Главная цель валеологии заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.
Публикация «Формирование валеологической культуры ребёнка» размещена в разделах
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества, давать информацию о :
- составных частях тела и его анатомическом строении;
- режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;
- гигиеническом уходе за телом;
- движении тела и его значении для здоровья человека;
- влиянии закаливания (естественных факторов - солнца, воздуха и воды) на здоровье;
- естественном окружении ребёнка и его здоровье;
- установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к её объектам и дарам;
- природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;
- отравляющих растениях и грибах;
- особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отличие чёрт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявлений организма;
- установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;
- культуре поведения детей как основе здоровья;
- профилактике и устранения вредных привычек;
- детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;
- детских болезнях и их профилактике;
- некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);
"Валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:
• воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
• установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
• формирование личности ребенка;
• воспитание привычек личной гигиены;
• закаливание ребенка и его двигательная активность;
• профилактика и устранения вредных привычек;
• осуществление валеологического мониторинга.
Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.
Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего детского сада осуществляется по нескольким направлениям:
1. лечебно-профилактическое (фито-,витамино-,аэрофито-,аэроионно-,фитонцидотерапия; приём настоек и отваров растений- адаптеров в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактические мероприятия для детей.
2. обеспечение психологической безопасности личности ребёнка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми,использование приёмов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: музыко-,сказко-,смехотерапия.
3. оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учёт гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения,создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей,бережное отношение к нервной системе ребёнка : учёт его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления,создание условий для самореализации;ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.)
4. формирование валеологической культуры ребёнка,основ валеологического сознания (знания о здоровье,умения сберегать,поддерживать и сохранять его,формирование осознанного отношения к здоровью и жизни.)
В режиме дня используются различные формы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Проводим занятия и развлечения способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизни.
а)по профилактике травматизма
б)обеспечению безопасного пребывания на льду
в)противопожарной безопасности.
Дети учаются приёмам расслабления,аутотренингу,самомассажу,оказанию элементарной медицинской помощи,получают знания о полезных и вредных растениях. Получают знания о строении своего тела и внутренних органах.
На информационных стендах для родителей в приёмной работают рубрики освещающие вопросы оздоровления без лекарств. предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата,пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в экологических акциях,в физкультурно-развлекательных мероприятиях. С помощью взрослого дети учатся устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.