Беликова Мария
Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения посредством совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему «Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения через совместную деятельность» Воспитатель Беликова М. В.
1 этап. Самосознание
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила провести углубленную работу по развитию знаний ПДД. В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города.
Публикация «Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения посредством совместной деятельности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Ещё в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и всё, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
2 этап. Планирование
Актуальность выбранной темы:
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста-это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения.
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:
Задачи:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожно-транспортной среды;
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей;
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Сплотить детский коллектив;
7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
В результате работы предполагается :
-что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;
-об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
-дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
-будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
-будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
-понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта)
-использование дидактических игр и упражнений, будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Форма сомообразования : групповая
3 этап. Реализация
4 этап. Анализ результатов План по самообразованию на 2020-2021 год
Тема: «Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения через совместную деятельность».
Цель: изучение и повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Тематическое планирование деятельности по самообразованию на 2020-2021 учебный год.
Сроки/ месяц Содержание работы Практический выход
сентябрь 1. Подбор и изучение литературы по теме.
2. Работа с методическим материалом.
3. Разработка перспективного планирования по безопасности 1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения»;
2. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
3. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет»
4. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку».
Октябрь 1. Диагностические исследования (с использованием иллюстраций)
2. Для чего нужна улица?
3. На какие части делится улица?
4. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
5. Где люди могут переходить дорогу?
6. Какие дорожные знаки ты знаешь?
7. Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
2. Составление картотеки игр по ПДД Вывод по диагностике
Ноябрь 1. Анализ предметно-игровой среды (для сюжетно-ролевых игр по ПДД) в группах ДОУ.
2. Оформление папки-передвижки «Три сигнала светофора»
Ноябрь-апрель Работа с детьми: знакомство с темой по средствам информации (беседы, целевые прогулки, чтение произведений, стихов, просмотр мультфильмов, загадки)
Сентябрь-май Работа с родителями
Подбор материала для родителей (консультации, папки-передвижки, рекомендации, анкета «Правила и безопасность дорожного движения»)
Май Отчет по проделанной работе Консультация для педагогов «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения», «Система работы по ПДД».
Рекомендации: «Правила дорожного движения».
Работа с детьми на 2020-2021 учебный год
Сроки/месяц Содержание
Сентябрь 1. Целевая прогулка по улицам города, рассказ воспитателя
2. Беседа на тему «устройство проезжей части»
Октябрь 1. Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад»
2. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы»
3. Чтение художественной литературы на тему: «Ребенок и улица»
Ноябрь 1. Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора
2. Конструирование из бумаги «Светофор»
Декабрь 1. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге
2. Знакомство с дорожными знаками
3. Рисование дорожных знаков по желанию, кто какой захочет
4. Развлечение на тему: «Спасем дорожные знаки»
Январь 1. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров
2. Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!»
3. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололед»
Февраль 1. Беседа на тему : «Правила поведения на дороге»
2. Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть
Март 1. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
2. Настольная игра «Мы едем, едем, едем!»
3. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
4. Выставка детских рисунков
5. Дидактические игры: «Разложи правильно дорожные знаки», «Подумай, отгадай»
Апрель 1. Беседа «Где правильно кататься на велосипеде»
2. Дидактические игры» : «Собери светофор»,
3. Художественн-эстетическое развитие: лепка «Светофор»
Май Чтение: А. Дорохов «Подземный переход»,
С. Михалков «Про одного мальчика».
Сюжетно-ролевые игры: «Светофор и пешеходы.»
Работа с родителями на 2020-2021 учебный год
Дата Мероприятие
Сентябрь Консультация для родителей – «Безопасность детей – забота взрослых»
Декабрь Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»
Март Консультация для родителей: «Ребенок в автомобиле»