Cветлана Филимонова
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Светлана Сергеевна Филимонова
воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 133 комбинированного вида»
«Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста
посредством использования нетрадиционных техник рисования».
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Всем известно, что дети с самого раннего возраста начинают рисовать.
Маленький ребёнок ещё не умеет ходить и говорить, но уже рисует каракули
на бумаге, полу, обоях. Тем самым ребёнок общается, познаёт мир. Каждый
Публикация «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
ребёнок – это дар со своими способностями, главное их вовремя развить,
сформировать. Поэтому главная задача взрослого помочь ребёнку создать
условия для формирования творческих способностей, которые заложены
природой. На практике заметила, что творческие способности детей можно
легко и непринуждённо развить с помощью нетрадиционных техник
рисования. Ведь нетрадиционное – значит не привычное, не стандартное, а
раз не стандартное, значит творческое. Это большая возможность детей, где
можно творить, экспериментировать. Забегая вперёд хочу сказать, что сама
люблю всё то, что связано с творчеством. Проведение НОД с использованием
нетрадиционных техник рисования : способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах, пространственное мышление, мелкую
моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии; учит
детей работать с разнообразными материалами; во время работы дети
получают эстетическое удовольствие. Чтобы работа по моей теме велась
систематически для себя я наметила цель, задачи, составила перспективный
план. Цель: формировать творческие способности детей дошкольного
возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для
достижения цели перед собой поставила 3 задачи:
1. Создать условия для формирования творческих способностей
детей через нетрадиционные техники рисования;
2. Обогащать и расширять художественный опыт детей;
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс для эффективности
развития творческих способностей детей.
Затем составила перспективный план, где темы НОД совпадают с
тематическим планом. В своей работе я использую разные нетрадиционные
техники рисования. Первое правило - это учитываю индивидуальные
особенности детей; второе идём «от простого к сложному»; третье привлекаю
родителей через беседы, анкетирование, вернисаж детского творчества,
интернет ресурсы, например, «Как развить творческие способности детей : 30
советов для родителей» (источник указан в конце статьи). Нетрадиционное
рисование помогает развить творческий потенциал, так как нет постороннего
давления на ребёнка. Ребёнок сам выбирает чем и как он будет рисовать. Результат детских работ не может быть плохим или очень хорошим, так как
работа каждого ребёнка индивидуальна. Ознакомление детей с
нетрадиционными техниками рисования я начала со средней группы. Для
данного возраста я использовала такие нетрадиционные техники рисования,
как: тычок жесткой полусухой кистью; рисование ладошкой; печатание
листьями; печать пробками; печать овощами; печать поролоном по
трафарету; рисование ватными палочками; свеча + акварель; восковые мелки
+ акварель; рисование ладошкой; волшебные веревочки. В старшей группе
мы использовали все техники, которые применяла с детьми среднего
дошкольного возраста + добавила такие техники, как: ниткография; оттиск
скомканной бумагой; пуантилизм; цветной граттаж; монотипия; набрызг;
штриховка; пластилинография; штриховка (фломастеры + цветные
карандаши); чёрно – белый граттаж; рисование вилкой. На третьем году
обучения, в подготовительной группе мы применяли все техники, которые
использовали раннее + познакомились с новыми: кляксография с трубочкой;
освоение техники «набрызг многослойный»; рисование по мятой бумаге;
расчёсывание краски + рисование ладошкой; освоение техники
«отпечатывание различными предметами», путем экспериментирования;
рисование по ткани; техника размытого рисунка. Все виды техники
привлекают детей своей необычностью исполнения. Знакомя детей с
нетрадиционными техниками рисования, дети одновременно испытывают
восторг и удивление.
Так как в начале знакомства с техниками дети не понимают, чем мы
будем рисовать. На втором году обучения дети уже сами предлагают
варианты, как можно изобразить тот или иной объект.
Благодаря тому, что можно экспериментировать с разными
материалами и техниками рисования у детей получаются интересные работы,
ребёнок доволен не только процессом, но и результатом. Дети рисуют не
только на НОД, но и в свободной деятельности, дома. Применяя
нетрадиционные техники рисования дети в своих рисунках проявляют
фантазию, раскрепощаются дают выход положительным эмоциям,
появляется уверенность в своих способностях, а это толчок для дальнейшей
творческой деятельности. Напротив, традиционная форма работы не
позволяет ребёнку экспериментировать, то есть ребёнок всю работу
выполняет механически по плану взрослого, а это блокирует все творческиевозможности ребёнка. Ведь если у тебя это получается хорошо, то хочется
творить без остановки. За три года обучения в детском саду у детей
накапливается определённый опыт, а это необходимость для будущей
творческой личности.
Дети – это наше будущее и каким оно будет механическим или
творческим зависит от нас с вами. Поэтому так важно именно в дошкольном
возрасте формировать творческие способности детей.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения НОД
можно узнать из следующих источников:
· Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом
тычка с детьми 3-7 лет. – М. ; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
· Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста :
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007г.
· Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты, методические рекомендации. Старшая группа. –
М. : «Карапуз» - 2009г.
· Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М. :
Издательство «Скрипторий,2013.
· Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М. :
Издательство «Скрипторий»,2013.
· «Как развить творческие способности детей : 30 советов для
родителей»