Юлия Таранникова
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.
▼ Скачать + Заказать документы
Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность проблем, связанных с «социальным воспитанием» подрастающего поколения бесспорна. Ведь в дошкольном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека, складывается нравственная направленность личности. Ему, этому милому пришельцу, нужно научиться жить среди себе подобных - хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят и ругают.
Публикация «Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье.
Семья - это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.
В процессе общения с родителями и родными, подражая им. ребенок усваивает нормы, правила и формы социального поведения : переживание за членов своей семьи, уважение к старшему поколению, умению не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело.
Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства : что возьмут дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?
В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. С горечью приходится отмечать, что нестабильность экономической ситуации в стране и в мире, незрелость общественных институтов, искажение представлений о добре, милосердии, справедливости, смена идеалов замедлили физическое и психическое развитие детей, вызвали отклонения в социальном развитии. В семьях, особенно молодых, наблюдается глубокий кризис семейного воспитания.
Хаос и неразбериха в воспитании в конце прошлого века привели к разрыву связи между поколениями. Поэтому современные бабушки и дедушки, мамы и папы не владеют традициями домашнего семейного воспитания. В настоящее время в молодых семьях распространены такие явления как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к уменьшению прочности брака и росту разводов, теряются семейные связи, традиции. Стало нормой несколько раз жениться, выходить замуж. Дети часто в современных семьях от разных браков, к «своим» и к «чужим» детям относятся по - разному. Поэтому можно наблюдать нарушение передачи опыта семейного воспитания. Это наблюдается и в семьях со смешанными браками, которых становится всё больше и больше из-за миграции населения. Многие молодые семьи не состоят в законном браке, ребёнка регистрируют как внебрачного, потому что это выгодно. Бедность лишает ребёнка отца, заставляет родителей выкручиваться совсем неблагородным способом. Это приводит к неправильному восприятию эталонов «мужского» и «женского» поведения в семье.
За последнее время появилась тенденция к увеличению количества детей в семье, но связано это, в большинстве случаев, не с любовью к детям, не для того чтобы передать опыт семейных взаимоотношений, а для того чтобы решить материальные проблемы.
Последний экономический кризис - ещё одна причина, которая отрицательно сказалась на взаимоотношениях в семье: потеряв работу, часть заработка некоторые мамы и папы ушли в глубокую депрессию, пьянство и потеряли к детям всяческий интерес.
Одно из модных проявлений современности - появление бизнес-леди, что так же приводит к нарушению института семьи. Ребёнок, воспитанный гувернёром, лишён возможности знакомства с традициями семьи и дальнейшей передачи семейных отношений.
Результатом такого воспитания являются брошенные старики, увеличение числа домов престарелых, бомжей. Но ведь они же воспитали так своих детей.
Если социальная роль семьи 60-70 годов двадцатого столетия заключалось в передаче принятых в обществе ценностей и норм, то в настоящее время главным в деятельности семьи стало создание своего личного способа бытия.
В результате изменился облик семьи и современного родителя. Взрослые стали все больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше - об интересной. Таким образом, мы видим, что предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.
Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, в общей трудовой и духовной жизни семьи, в уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи.
Коллектив работает по программе «Детство», целью которой является создание условий для развития ценностно-эмоциональной сферы
ребенка, формирования здорового, адекватного поведения в обществе.
В структуре программы одним из разделов является «Социальное поведение», предполагающее формирование модели поведения ребенка как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи развитием у ребенка таких качеств как доброжелательность, терпимость в общении, стремление к сотрудничеству, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь.
Считаем, что системная и целенаправленная работа по формированию у детей представлений о семье окажет положительное влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.
Одним из важнейших условий решения наших задач будет обеспечение эффективного взаимодействия детского сада и семьи.