Папки-передвижки

Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Мухутдинова Наталья
Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста»

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только осознает,

но и применяет (более или менее часто). Активный словарь во многом

определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь детей включена обыкновенная лексика,

употребляемая всеми, но в единичных вариантах – ряд своеобразных слов,

ежедневное употребление каковых разъясняется условиями его

существования. Определяя содержание деятельности по формированию

Публикация «Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

активного словаря детей дошкольного возраста, воспитатель обязан

принимать во внимание потребности речевой практики, условия их речевого

окружения. Кроме этого необходимо не забывать главную задачу обучения

родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке

понимает, но сам не использует. Пассивный словарь существенно больше

активного, в него включены слова, о смысле которых человек догадывается

по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Особую задачу предполагает переход слов из пассивного словаря в

активный. Внедрение в речь ребенка слов, которые он сам усваивает с

трудом, употребляет в искаженном варианте, требует усилий от педагога.

Сведения психологии, языкознания, физиологии могут помочь установить

область слов, затрудняющих ребенка на разных возрастных этапах

(А. М. Бородич) [1].

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются

следующих принципов:

1) Проведение работы над словом при ознакомлении ребенка с

окружающим миром, на основе активной познавательной деятельности.

2) Одновременное формирование словаря с развитием психических

процессов и интеллектуальных способностей, с воспитанием чувств,

взаимоотношений и поведения детей.

3) Единство и определенная последовательность решения задач

словарной работы.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон в возрастной

отрезок от 3-х до 4-х лет.

Дошкольный период детства – этап быстрого обогащения словаря. Его

увеличение связано с условиями жизни и воспитания, поэтому в литературе

сведения о количестве слов дошкольников в одном и том же возрасте очень

отличаются.

В младшем дошкольном возрасте, как и в последующие годы, число

используемых слов стремительно растает, но темпы данного прироста

несколько снижаются. К 4-м годам количество слов доходит до 1900. По

мнению Д. Б. Эльконина, отличия в словаре «более велики, чем в какой-либо

другой области психического развития» [6].

Впрочем, важно не само по себе количественное накопление словаря, а

его качественное развитие – развитие значений слов, по словам

Л. С. Выготского, которое представляет «грандиозную сложность» [6, с. 53].

Наблюдаются множественные данные неверного употребления слов,

перенесения названия с одного объекта на другой, сужения или, напротив,

расширения пределов значений слов и их использования. Сужение или же

расширение значений слов детьми разъясняется тем, что они не имеют

необходимых знаний о тех предметах и явлениях, которые именуются

данными словами. При этом осознание и использование слов детьми 3-5 лет

находится в зависимости не только от степени обобщения, но и от того,

насколько часто применяют эти слова окружающие взрослые и как

организована деятельность детей с соответствующими предметами

(А. Богатырева). Более верно дети понимают и употребляют слова,

обозначающие определенные предметы, которые они используют (кукла,

барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда) [1].

Смысл детских слов подвижен. Л. С. Выготский обращал внимание на

то, что одно и то же слово, которое ребенок соотносит с предметом или

явлением окружающего мира, означает для ребенка разного возраста и

разного уровня развития совершенно иное. У ребенка в 3-5 лет основное

место занимает процесс овладения точной предметной отнесенностью слов с

их определенными значениями [1].

Детский психолог М. М. Кольцова охарактеризовала пути

формирования обобщений у дошкольников :

слово означает один конкретный предмет (доступно детям первого –

начала второго года жизни);

слово означает ряд однородных предметов (достигается к концу

второго года жизни);

слово означает некоторое количество групп предметов, имеющих

общее назначение (достигается детьми в 3-3,5 года);

слово достигает высшей стадии интеграции [6].

Продолжается усвоение системы словоизменения, но в младшем

дошкольном возрасте остаются ошибки в образовании форм слов,

обусловленные незнанием нормативных вариантов [5].

Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, которые

придумали сами дети («вертилятор», «придиванился», «криклама»).

Словотворчество составляет важную характеристику детской речи. Факты,

собранные психологами, педагогами, лингвистами, говорят о том, что

возраст от 2-х до 5-ти лет выделяется интенсивным словотворчеством детей.

При этом новые слова построены по законам языка на базе подражания тем

формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество

считается показателем освоения морфологических элементов языка, с

которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей

освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании

умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом выражения.

Проблема формирования словаря многоаспектна. К трем годам ребенок

воспринимает предметы, пробуя охарактеризовать их признаки, свойства,

действия с ними [4]

В словаре детей 4-го года жизни отмечаются важные количественные

изменения, которые объясняются индивидуальными особенностями

развития.

Довольно благополучно осваивается бытовой словарь. Наблюдается

активное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов. Ребенок

отличает слова, ориентируясь на приставку и суффикс. Осваивает

согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с

существительными, правильные формы родительного и винительного

падежей множественного числа имен существительных, притяжательных

прилагательных, начинают пользоваться прилагательными и наречиями в

сравнительной степени [4].

Наблюдаются качественные изменения в словарном составе речи

детей : возрастает доля слов с обобщенным значением, увеличивается запас

синонимов, антонимов и многозначных слов [5].

Т. П. Колодяжная словарную работу рассматривает, как целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное освоение словарного состава родного языка [3]. Сущность словарной работы с детьми : – овладение ребёнком словом должно осуществляться в единстве его лексического и грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической); – словарная работа должна быть связана с развитием познавательной деятельности детей, с накоплением у них представлений об окружающей действительности, с формированием элементов понятийного мышления; – формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. А. И. Лаврентьева развития системной организации детского словаря выделяет четыре этапа [4, с. 118] : 1 этап – словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50); 2 этап – ситуативный, словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. В сознании дошкольника формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы;

3 этап – тематический, ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы;

4 этап – преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. По словам А. М. Бородич, развитие словарного запаса детей происходит в двух направлениях: количественный рост словаря и его качественное развитие [1]. Быстрый количественный рост словаря детей в дошкольном возрасте отмечается всеми исследователями. Он зависит от многих факторов, таких как условия жизни и воспитания ребенка, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Поэтому индивидуальные количественные параметры словарного запаса каждого ребенка могут значительно отличаться. Н. А. Стародубова приводит некоторые данные в отношении объема словаря детей. Так, согласно Е. А. Аркину, ребенок в возрасте двух лет знает – 300 слов, трех с половиной лет – 1110 слов, четырех лет – 1926 слов. По А. Штерну, ребенок в возрасте двух лет в своем словарном запасе имеет 200 – 400 слов, трех лет – 1000-1100 слов, четырех лет – 1600 слов. По данным современных исследователей ребенок в возрасте трёх лет знает от 100 до 1000 слов, четырех-пяти лет – от 1000 до 4000 слов [8, с. 118] : Качественный рост словаря обусловлен : уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений. Этапы развития значения слов у детей раскрыты М. М. Кольцовой [3]. В. В. Гербовой [2] установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в бытовом словаре детей четвертого года жизни. Наиболее быстро растет количество существительных и глаголов, а количество прилагательных увеличивается значительно медленнее. У детей младшего возраста, в речи, кроме существительных, глаголов и прилагательных чаще всего встречаются и другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные. В первую очередь младшие дошкольники усваивают обиходные слова, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. А вот абстрактные слова и понятия, слова, обозначающие более отдаленные от детей явления, усваиваются значительно медленнее. Тем не менее, как показали исследования М. М. Кольцовой [3], к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Период от двух до пяти лет отмечается активное словотворчество детей. Словарь активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений. В словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. По мнению А. А. Леонтьева, язык как средство общения понимается, прежде всего, как язык слов [7]. По мнению исследователей А. А. Леонтьева, Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, Т. Н. Ушаковой, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина на каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова отличается существенными чертами, в течение дошкольного детства осознание ребенком смысловой стороны слова проходит длительный путь развития [7,5]. В процессе понимания ребенком речевого сообщения окружающих исследователи выделяют две ступени: – первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром); – вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения. Специфика освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта : Первый аспект заключается в освоении ребенком соотнесения предметов со словами и их понятийного содержания и связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Овладение словарем является важным условием умственного развития ребёнка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Работа над расширением и уточнением словаря детей тесно связана с расширением их деятельности и кругозора путем игр, наблюдений, прогулок, бесед, рассказов воспитателя, чтения художественной литературы.

Таким образом, словарь является важным компонентом речевого развития детей в образовательном процессе. В процессе словарной необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Список использованной литературы

1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учебное

пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и

психология» / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2001. – 255 с.

2. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] : Вторая группа

раннего возраста. / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2017. – 120 с.

54

3. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] : пособие для

педагогов и родителей / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 2003. – 271 с.

4. Лаврентьева, А. И. Детская речь: становление языковой способности

в онтогенезе [Текст] : учебное пособие / А. И. Лаврентьева. – М. :МГПУ, 2003.

– 351 с.

5. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] : учеб. пособие для филол. спец.

вузов / Под ред. Хомской Е. Д. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2008. – 340 с.

6. Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия [Текст] : учеб.

пособие для филол. спец. вузов / сост. В. Н. Морохин – М. : Высшая школа,

1986. – 399с.

7. Основы теории речевой деятельности [Текст] : пособие для студентов

пед. ун-тов / Под ред. А. А. Леонтьева. – М. : Просвещение, 1994. – 148с.

8. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников

[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. –

М. : Академия, 2006. – 256 с.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 сентября 2022 в 16:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мухутдинова Наталья (УИ 1932800) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД