Березина Надежда
Консультация «Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи. Так, в один год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-х – 3,5 тысяч. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей. Ещё одна особенность словаря дошкольника- это значительно меньший его объём по сравнению со словами взрослого, так как объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.
Публикация «Консультация „Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Слова, какие слышит ребенок, делятся на две категории:
• пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет)
• активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).
В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь взрослого, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а когда говорит- ещё и артикуляционный аппарат. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Где можно провести работа по формированию словаря?
1. В совместной деятельности взрослого и детей по развитию речи;
2. в режимные моменты;
• утренний прием детей и вечернее время;
• утренний и вечерний туалет;
• прием пищи;
• индивидуальная и подгрупповая работа;
• при рассматривании игрушек, предметов, картинок;
• во время прогулок;
• в игровой деятельности;
• при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
• в процессе труда (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе);
• во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений; рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыке.
• во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы;
• в книжном уголке;
• во время праздников и развлечений;
3. в самостоятельной игре;
В образовательной деятельности по развитию речи используем упражнения и дидактические игры на обогащение словаря. В утренний прием детей и вечером провести дидактические игры и упражнения с использованием игрушек и картинок. При утреннем и вечернем туалете используем художественное слово, потешки, стихи. Например:
1. Будет мыло пениться и грязь куда-то денется!
2. Трите губкой и мочалкой, потерпите, не беда!
И чернила, и варенье смоет мыло и вода!
3. - Зеркало любит чистые лица, Зеркало скажет: - Надо умыться!
-Зеркало охнет: - Где же гребенка? Что же она не причешет ребенка!
-Зеркало станет грязным от страха, если в него поглядится неряха.
Упражняем детей в образовании глаголов повелительного наклонения например:
4.«Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!»
В потешке «Водичка, водичка умой мое личико…» упражняем в образовании ласкательных форм существительных (глазоньки, личико, роток, зубок). Ребенок легче запомнит потешку, если она будет нарисована.
При одевании можно использовать вот такую потешку (наденем на ножки).
При приеме пищи, а также в дидактических играх и упражнениях обращаем внимание детей на несклоняемые имена существительных (какао, кофе, пюре).
Во время сна используем потешки, которые - проговариваем вместе с детьми: «Засыпалочка»
На подушку головой-
Глажу, глажу лобик свой. (поглаживаем лоб)
Глазки закрываю, (закрывают глазки)
Быстро засыпаю. (руки под щечки).
Пальчиковые игры играют огромную роль в развитии речи ребенка, развивают память, мышление, координацию движений кистей и пальцев рук.
Игра «Царев двор»
Жил- был царь, (руки к вискам – корона)
У царя был двор. (руки в стороны)
На дворе был кол (рука вверх пальцы вместе)
На колу- мочало (развести пальцы)
Его ветром качало (покачать кистью)
Не начать ли сказочку сначала?
Как организационный момент можно использовать игру «Кулачек».
Как сожму я кулачек (сжимаем руки в кулак)
Да поставлю на бочек, (кулаки на коленки)
Разожму ладошку, (распрямляем кисть)
Положу на ножку. (руки на колени)
Во время прогулок с детьми:
• наблюдаем за объектами живой природы (деревья, цветы, животные, птицы)
• и неживой природы (ветер, облака, снег, дождь,
• за явлениями общественной жизни (работа дворника, проезжающий мимо детского сада транспорт).
При наблюдениях мы беседуем с детьми, даем новые знания и включаем словесные упражнения
Например в игре «Назови ласково птиц» закрепляем умение образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных форм :
Соловей – соловушка
Воробей- воробышек
Ворона - воронушка
Журавль – журавушка
Например: один соловей- много соловьев
Ворона - ворон
Журавль - журавлей
На неречевых занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по математике, по физической культуре, музыкальных дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. В результате обогащаем словарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм. Например, в области по физической культуре упражняем детей в употреблении глаголов разных времен и наклонений (будет спрыгивать, спрыгнет, спрыгну, перепрыгну).
При лепке разминая пластилин можно проговорить - такую, потешку:
Ты волшебный пластилин
Много нас, а ты один
Мы тебя помнем немножко, раскатаем на ладошке.
И получится у нас
(кукла, утка….) просто класс.
В совместной музыкальной деятельности, также происходит обогащение словаря детей. В книжном уголке рассматриваем с детьми книги и включаем словесные упражнения. Например:
Игра: «Что, (кого) нарисовал художник?». На упражнение существительных в винительном падеже: (чашку, слона, петуха, машину).
При чтении и перессказывании сказки, формируем звуковую выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Участвовать в различных викторинах, отгадывании загадок, где так же пополняется словарный запас детей.
При заучивании стихов используем такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.
Зарисовка стихов - это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Таким образом, упражняем детей в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности в течение всего дня. А разнообразные игры помогают :
• Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определенную группу словаря.
•
Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счёт наиболее трудных слов : обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов.
•
Подвижные, музыкальные игры с текстом, формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию.
•
Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем, соответствующего словаря, тренировке речевых умений и навыков.