Софья Минакова
Формирование речи детей средствами театрализованной деятельности в процессе ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речи детей средствами театрализованной деятельности в процессе ранней профориентации»
Слайд 1
Профориентация через театрализацию кажется сложно и что-то новое не понятное, но если вникнуть подумать не так оно на самом деле все, гораздо проще интересней а главное с колоссальной пользой для детей
Профориентация – процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе. Формирование ранней профориентации дошкольника является актуальной проблемой современного общества.
Публикация «Формирование речи детей средствами театрализованной деятельности в процессе ранней профориентации» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ранняя профориентация дошкольников
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Профессиональная ориентация дошкольников – этот широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще не неизученное направление в дошкольной педагогике
В нашем детском саду 7 групп комбинированной направленности для детей ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи, поэтому, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Слайд 2
На начало года было проведено комплексное психолого-педагогическое обследование детей по Алиции Зарин, которое с 2015 года применяется на практике в комбинированных группах, как для детей с ОВЗ, так и для детей с нормой развития. Обследование позволяет с достаточной полнотой и объективностью осуществлять мониторинг развития ребенка, как в целом (по всем областям, так и по его отдельным направлениям, в том числе и по профориентации, что является особо значимым в контексте реализации ФГОС ДО. Результаты были не утешительны: словарный запас, знание профессий на низком уровне, задача сформировалась сама собой, но как сделать это качественно, интересно для детей, пришлось подумать.
Слайд 3,4
Для того чтобы начать работу в полном объёме необходима предварительная работа. Мы решили начать с организации развивающей предметно-пространственной среды, как фактора активизации речевой деятельности детей. Были оформлены красочные уголки, приобретены и изготовлены картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Театральные игры» и т. д. Был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи, костюмы, и атрибуты к сказкам из разных материалов.
Слайд 5,6
Родители воспитанников являются живым примером для своего ребенка, и у детей естественный интерес к работе родителей, желание стать такими как мамы и папы.
Для формирования коммуникативных способностей детей и развития диалогической речи создавались специально организованные речевые ситуации. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор.
В образовательный процесс были вовлечены родители детей, которых приглашали для показа своих профессий, чтобы дети на наглядном примере понимали, кем они работают и испытывали гордость за них.
Когда ребята имели представления о профессиях, был пополнен словарный запас, речь стала более выразительной, грамотной, развернутой, дети использовали новые слова, пословицы и поговорки в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием, тогда началась работа над созданием игровых сюжетов.
Слайд 7
Началась игра: берем отрывок сказки или сюжет и начинаем создавать новую сказку своими руками. Используя каждого героя, наводим детей на мысль, кем бы он мог работать, и ребятишки придумывают сами какая у него профессия в нашей сказке.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.
Слайд 8
Так как главным приоритетным направлением нашего детского сада является приобщение детей к истокам русской народной культуры, детьми старших и подготовительных групп была проведена «Ярмарка ремесел» (театрализованное выступление для родителей и воспитанников, на которой были представлены профессий прошлого, без которых мы не можем обойтись и сейчас.
Слайд 9
В стенах нашего ДОУ был проведен конкурс чтецов «Мир профессий». Каждый номер отличался творческим подходом, он был не только прочитан, это был спектакль одного актера.
Ведущим направлением работы в образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи, благодаря проделанной работе средствами театрализованной деятельности стимулируется речевая активность детей. В результате были достигнуты педагогические ориентиры:
-расширился словарный запас, связанный с содержанием социального, бытового, предметного и игрового опыта детей
- дети научились отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, рассказы из «собственного опыта»
- научились задавать вопросы, поддерживать инициативные диалоги.
Полученный положительный эмоциональный заряд от проделанной работы, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Сусанна Яковлевна Рубинштейн писала: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.