Нина Савина
«Стань первым». Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевых навыков детей посредством применения
дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО»
СТАРШАЯ ГРУППА
Февраль
1 неделя
Дидактическая игра «Стань первым»
Цель социально-коммуникативного развития: прививать правила культуры поведения в среде детей - быть вежливым, внимательным, делиться игрушками.
Публикация «„Стань первым“, Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель речевого развития : сформировать умение читать стихи, пользуясь средствами интонационной выразительности (темпом, ритмом речи).
Вариант игры 1: в руках детей игрушки, в названии которых первый звук [а], [о], [у], [и]. Сигналом к перестроению служит один из этих звуков, произнесенных ведущим.
Вариант игры 2: педагог вместо имени ребенка называет ударный гласный звук его имени.
Ход:
Дети идут в колонне за ведущим. Педагог называет имя одного из детей. Все останавливаются, а названный ребенок обгоняет колонну, становится первым, ходьба продолжается.
Дидактическая игра «Песенка про гласные»
Цель социально-коммуникативного развития:выработать стремление к согласованным действиям.
Цель речевого развития : развить представление о гласных звуках.
Вариант игры: дети пантомимой изображают сцены (беззвучно, показывая лишь артикуляцию гласного звука) : плачущая девочка (звук [а],мама удивилась (звук [о]) и т. д.
Ход:
Детям предлагается выучить стих, а затем выделить гласный звук, например, в своем имени:
Для пения гласные звуки важны.
И напевны и нежны.
Летят, как птицы, в синеву:
а-о-ы-э-и-у.
Как быстрые волны реки
Звуки гласные легки.
Будто птицы на лету:
а-о-ы-э-и-у.
Крикливо и громко
Не надо их петь.
Горло может заболеть.
Ушки держите начеку:
а-о-ы-э-и-у.
2 неделя
Дидактическая игра «Вон из круга»
Цель социально-коммуникативного развития: привить стремление к согласованным действиям.
Цель речевого развития : развить представление о гласных звуках.
Ход:
Обруч - «круг». От круга в противоположные стороны обозначаются две линии, делящие комнату пополам. Играют двое. Каждый палкой старается выбить мячик из круга на сторону противника.
Дидактическая игра «Послушай, представь, расскажи»
Цель социально-коммуникативного развития: рассказать об особенностях возрастного развития человека (младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, зрелый, пожилой человек). Подчеркнуть возрастные и половые особенности во внешнем облике взрослых людей. Познакомить со словами, обозначающими возрастную характеристику человека (молодой, пожилой, старый, старше, моложе).
Цель речевого развития : развить представление о гласных звуках.
Вариант игры: педагог подбирает звуки, характерные для младенца, дошкольника, школьника, молодого человека, зрелого пожилого человека (кряхтит - дедушка и младенец, ворчит («бу-бу-бу») -бабушка, пищит маленькая девочка, гудят — школьники на уроке и т. д.)
Ход:
Педагог воспроизводит образец звука и спрашивает, о чем так можно сказать: трещит, кряхтит, шуршит, фыркает, гудит и т. д.
3 неделя
Дидактическая игра «Ежик»
Цель социально-коммуникативного развития: развить стремление к новым знаниям; помочь глубже узнать окружающее. Обсудить вопросы, связанные с миром звуков.
Цель речевого развития :развить представление о согласных звуках.
Ход:
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Вот ИГОЛКИ и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Задание детям
1. Изобразить, как ежик фыркает, сопит, шуршит, цокает коготками по
полу.
2. Исполнить мелодию, заменив слова текста звуками ежика:
- фффф, фффф (язык и губы);
- сссс, сссс (сопим носом);
-шшшш, шшшш (язык и зубы);
-цок, цок, цок (языком, прищелкивая).
Дидактическая игра «Телефон»
Цель социально-коммуникативного развития:сформировать у детей умение поддерживать родственные связи (переписка, разговор по телефону посещения). Объяснить, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
Цель речевого развития : научить детей делить слова на слоги.
Развить представление о слогах.
Вариант игры 1:дети передают «длинные» слова по слогам (по-ли-цей-с-кий, по-жар-ный, са-пож-ник, за-ве-ду-ю-ща-я и т. д).
Вариант игры 2: дети передают друг другу «вежливые слова», обыгрывая ситуацию: «Позвонили бабушке».
Ход:
Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот «телефон» Ведущий на ухо говорит ему какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь, передает это слово следующему игроку, и так до последнего играющего.
После этого все рассказывают, что услышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к «телефону». Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.
4 неделя
Дидактическая игра «Зима - лето»
Цель социально-коммуникативного развития: развивать стремление к новым знаниям. Помочь детям глубже узнать окружающее рассказать о мире предметов и символов.
Цель речевого развития : провести словарную работу по теме существительные. Составить с детьми предложения с однородными подлежащими. (Осенью в саду созрели яблоки, груши, сливы.)
Вариант игры:«Осень - зима».
Ход:
Задача детей : собрать все предметы в комнате, названия которых символизируют зиму или лето.
Дидактическая игра «Сочини мелодию»
Цель социально-коммуникативного развития: помочь детям осознать связь между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик подарил цветы маме -это ее
Цель речевого развития : развить представление о слогах. Объяснить детям, когда два звука вместе: сердитый [м] и гласный [а] получается слог [ма].
Вариант игры: детям предлагается напеть мелодию для мамы (Я иду с цветами, я несу их маме, разделив ее на слоги: ма-ма-ма.
Ход:
Педагог показывает ритмический рисунок (хлопками, ударами по столу) : ^
Ребенок должен спеть мелодию, используя слоги: ля-ля-ля,ту-ту-ту и т. д. Сначала рекомендуется показывать маршевые мелодии.
Продолжение следует