Моисеенкова Татьяна
Формирование предпосылок грамматически правильной речи в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, и представляет собой" систему систем", объединяющую словообразование,морфологию,синтаксис. Грамматика позволяет делать нашу речь организованной и понятной для окружающих. Усвоение ребенком грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние и на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично,последовательно,правильно излагать свои мысли. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики,правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна, что говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями.
Публикация «Формирование предпосылок грамматически правильной речи в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Успешное усвоение происходит при условии правильной организации предметной деятельности,повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми,специальных речевых занятий и упражнений и как часть занятия по методике развития речи.
1. Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.
Например, в процессе рассматривания картины Кошка с котятами" можно:
-упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка е видно лап)
-предложить детям составить простые предложения о котятах (" Что делает рыжий котенок?Что делает черный котенок?")
2. Грамматическое упражнение может быть частью занятия,но не связанной с его программным содержанием.
Например, упражнения на согласование сушествительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные и др.
-Детям предлагается ответить на вопросы :
- Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей?
-Как можно сказать про ручей (Узкий, мелкий)
-Река глубокая, а море еще. (глубже)
-Озеро большое, а море еще. (больше)
-Река маленькая, а ручей еще. (меньше)
В процессе развития элементарных математических представлений упражняем в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть цыплят,три ежа, пять ежей.
-определяя величину предмета- образуем сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше,ниже.
-сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные:шесть больше пяти, пять меньше шести.
При ознакомлении с природой дети упражняются:
-в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи длиннее; зимой самые короткие дни и самые длинные ночи.
- в употреблении глаголов:весной - день удлиняется, ночь - укорачивается.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием-важнейшее средство развития речевой деятельности.
В повседневной жизни, общаясь с детьми, мы можем упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Для этого мы сами должны говорить правильно.
Говорите правильно
Много апельсинов, мандаринов,помидоров.
Яблоко - яблок (но не "яблоков")
Блюдце - блюдец (но не " блюдцев")
Полотенце -полотенец (но не " полотенцев")
Туфля -туфель (но не " туфлей")
Пара валенок, сапог, чулок, носков.
Они хотят, но не " хочат"
Беги, но не " бежи"
Клади, но не "ложи"
Ляг, ноне "ляж".
Пойдемте, но не " пошлите"