Федоряк А Г
Формирование правильной осанки средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
К настоящему времени под влиянием многочисленных факторов социально-экономического и экологического характера здоровье детей и подростков ухудшилось и находится в критическом состоянии.
Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные условия для функционирования органов и систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращения, дыхания, пищеварения. Таким образом, формирование правильной осанки важно не только с эстетической точки зрения, но, главным образом - в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма.
Темочки:
Основная часть
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки.
Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей.
В этом младшем школьном возрасте осанка имеет неустойчивый характер. Она в значительной мере зависит от состояния психики и нервно-мышечного аппарата, от степени развития мышц шеи, спины, живота, ног, а также от способности мускулатуры к длительному статическому напряжению. Основной признак, характеризующий осанку,- форма позвоночного столба.
Долгое время препровождение перед компьютером и малоподвижный образ жизни ослабляют мышечный корсет ребенка, снижают его двигательную активность. Безусловно, занятия физкультурой в школе не вызывают у такого ребенка интерес, кажутся ему скучными и бесполезными.
Но это совершенно не так! Ведь даже строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки, хорошей походки, развитию чувства ритма, а также регулируют эмоциональный настрой школьника. Например, команды «Равняйсь!»-«Смирно!» уже заставляют учащихся втянуть животы, расправить плечи, поднять подбородки и быть готовыми к любым двигательным действиям.
Для формирования правильной осанки необходимо развивать силу мышц спины, шеи, ключевого пояса, брюшного пресса, а также способствовать развитию подвижности позвоночника. Хороший эффект дают упражнения в равновесии, включая передвижения. Они ценны тем, что при их выполнении рефлекторно повышается тонус мышц и удерживается выпрямленное положение тела.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.
При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому серьезно нужно продумывать содержание всех частей физкультурных занятий. Упражнения группировать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка, позволяли активизировать двигательную деятельность. Периодически вводную часть физкультурного занятия нужно начинать с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направлять на сохранение правильной осанки : живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.
Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект. Общеразвивающие упражнения необходимо планировать из разных исходных положений. Для воспитания хорошей осанки очень важна методика проведения основных движений. При обучении правильной ходьбе постоянно напоминать детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращать внимание на движение рук и постановку ног. Давать задания ходить как в одном определенном темпе, так и с изменениями темпа. Для выпрямления туловища использовать ходьбу на носках с высоко поднятыми прямыми руками или с мешочком на голове и т. д.
При выполнении упражнений в метании учить детей совершать бросок энергичным, резким движением из правильного исходного положения. Только такое выполнение упражнений окажет необходимую нагрузку на мышцы плечевого пояса.
Упражнения в равновесии развивают у детей мышечное чувство, позволяющее определять правильное положение тела. Эти упражнения просты по технике выполнения. Например, дети выполняют поточно следующие основные движения: отбивают мяч правой и левой рукой, продвигаясь вперед; проползают по гимнастической скамейке на спине и животе, отталкиваясь руками, и влезают по гимнастической лестнице до верха, переходят с одного пролета на другой и спускаются вниз. После выполнения этих упражнений идут к гимнастической стенке по канату, удерживая мешочек на голове.
В конце каждого занятия проводить упражнения на восстановление дыхания и логоритмические упражнения, которые очень нравятся детям.
Профилактические движения включать в подвижные игры, стараясь вводить какие-либо новые сюжеты, например подвижная игра «Займи дом». Дети стоят у мешочка с песком (у дома, сохраняя правильную осанку. По хлопку дети перебегают из дома в дом, встают, принимая правильную осанку.
Вариант игры. Убираем один мешочек, один ребенок остается без дома и проверяет, все ли стоят красиво, если нет, занимает место того, кто стоит неправильно, или выбывает из игры.
В подвижной игре «Самолеты» предлагала детям отвести руки и плечи назад так, чтобы были сведены лопатки, правильно держать голову (голова немного приподнята). Такое положение тела ребенок удерживает и в движении, т. е. в полете (иначе самолет считается неисправным и пилоту будет дана команда «на посадку»).
Таким образом, при подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.
На занятиях по формированию правильной осанки необходимо стараться соблюдать следующие принципы:
Индивидуализации в методике и дозировке
Системности и последовательности
Нарастание физической нагрузки
Разнообразия и новизны
Цикличности
Всестороннего воздействия
Учета возрастных особенностей
Упражнение с предметом на голове
Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п.
Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой.
Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.
Упражнение на животе
Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не открывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.
Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.
Упражнение в висе
Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»)
Повороты туловища вправо и влево как можно больше. Прямые ноги вместе.
Вис на гимнастической стенке или перекладине.
Упражнение с ходьбой
Исходное положение (и. п.) - стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
Ходьба обычная, следя за осанкой.
Ходьба на носках, руки за головой.
Ходьба на пятках, руки на поясе.
Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
Упражнения стоя
Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в и. п. (основная стойка-выдох). То же самое другой ногой.
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3-4 – и. п. – выдох.
Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться, колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и. п.
Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая).
Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в и. п. – выдох.
Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.
Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).
Упражнения с палочкой
Поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или вперед.
Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 – поднять руки с палочкой вверх – вдох, 2 – опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена – выдох, 3-4 – другой ногой.
Ноги на ширине плеч, палочка на груди: 1 – поднять палочку вверх; 2 – положить палочку на лопатки; 3 – поднять палочку вверх; 4 – исходное положение.
Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка: 1 – руки с палочкой на грудь, одно колено к животу; 2 – руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом); 3 – повторить первое положение; 4 – исходное положения, то же с другой ноги.
Заключение
Одной из задач учителя физической культуры во всех классах – это систематическое наблюдение за осанкой, исправление недостатков ее в ходе урока. Нельзя пропускать даже, казалось бы, мелких нарушений осанки. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении упражнений. За соблюдением правильной осанки должны следить на уроках все учителя, так как, если ученик будет стараться держаться правильно только на уроке физической культуры, а на других уроках будет сидеть развалившись с опущенной головой, сведенными вперед плечами – работа над формированием осанки не будет эффективной. К работе над осанкой необходимо привлекать и родителей. Они должны следить за положением спины во время еды, выполняя домашние задания, при ходьбе и при выполнении физических упражнений.
Предложенный выше проект даёт возможность объединить в единый организм учеников, учителей, родителей и врачей, для борьбы с нарушениями осанки, а самое главное для формирования здоровья учащихся средствами физической культуры.
Реализовать данную работу возможно, так как она не требует больших финансовых затрат, а веденный третий час физической культуры предоставляет дополнительные возможности для проекта. За счёт него можно проводить беседы с учащимися, приглашать гостей на урок, просматривать учебные фильмы, презентации и т. д.
Литература
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/02/27/proekt-po-teme-formirovanie-pravilnoy-osanki-i
https://pedportal.net/starshie-klassy/fizkultura-i-sport/formirovanie-pravilnoy-osanki-na-urokah-fizicheskoy-kultury-v-nachalnoy-shkole-373263
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/06/14/formirovanie-pravilnoy-osanki-na-urokakh-fizicheskoy
https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-pravilnoi-osanki-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-fizkulturnom-zanjati.html
https://infourok.ru/kompleksi-uprazhneniy-na-formirovanie-pravilnoy-osanki-na-urokah-fizicheskoy-kulturi-829787.html