Лилия Ганичева
Формирование положительного представления о себе самом
▼ Скачать + Заказать документы
Положительный образ-Я – представление о тех чертах и особенностях, которые мне присущи, плюс положительная самооценка. Эти характеристики возникают на основе ряда условий. Важнейшим из них всегда считалась прямая оценка другими, в первую очередь взрослыми.
Соотнося оценки разных людей и разные оценки одного и того же человека, ребенок формирует представление о себе в плане общего отношения к себе и самооценки (хороший - плохой, а также в плане того, чем он хорош или плох.
Темочки:
Влияние прямой оценки в значительной степени завит от педагогического такта и стиля общения взрослого, а также от индивидуальных особенностей восприятия детьми оценок (одни «слышат» преимущественно хорошие, другие - плохие).
Не меньшее значение имеет и косвенная оценка. Одной из ее форм является та система взаимоотношений, в которой объективно оказываются дети. Например, ребенку объясняют, как выполнить какое-то дело. Взрослый в этом случае выступает как авторитет, а ребенок – как тот, кто способен понять объяснение. Совершенно иначе чувствует себя ребенок, если он объясняет что-то взрослому. Тогда он сам является авторитетом, в чем-то даже более компетентным, способным передать что-то новое и нужное. Уважение к знаниям и авторитету ребенка, содержащееся в такой ситуации, представляет собой его высокую косвенную оценку. Она способствует появлению у детей чувства собственного достоинства, осознанию своих возможностей и – как следствие – положительной самооценки.
Соображения об оптимальных формах прямой оценки можно найти в ряде исследований. Мы хотим предложить вашему вниманию несколько приемов косвенной оценки. Их принцип состоит в том, что ребенка ставят в ситуацию превосходства над взрослым. Подобные педагогические нетрадиционные взаимоотношения должны быть очень четко ограничены определенными рамками, иначе они спровоцируют элементарную распущенность и необоснованное самомнение детей.
Основной схемой таких взаимоотношений является игра. При участии в ней взрослого детям должна быть предоставлена возможность руководить им и направлять его игровые действия. Именно по тому, что это игра, нормальная субординация «взрослый - ребенок» при этом не разрушается.
Если взрослый и хочет как-то повлиять на развитие игры, он должен суметь сделать это не выходя из своего «подчиненного» положения. К сожалению, многие воспитатели во время игры предпочитают брать на себя руководство ее ходом. Это может способствовать развитию сюжета, но отнюдь не способствует развитию детей.
Руководство действиями взрослого в игре побуждает детей ставить и решать множество творческих задач, порождает чувство собственного достоинства и ответственности.