Ермолова Ольга Георгиевна
Формирование первичных математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Успешное интеллектуальное развитие дошкольника в ДОУ во многом обусловлено содержанием его познавательной деятельности. Главной задачей детского сада считаем образовательную работу, связанную с подготовкой ребёнка к школе, развитием умственных сил познавательных способностей детей. Программа ДОО содержит рекомендации развития детей по следующим аспектам:
1. Развитие психических процессов: внимания, воображения, интересов, мыслительных операций и т. д.
2. Развитие речи - богатство словарного запаса, яркости, эмоциональности, образности, сочности, экспрессивности, тональности языка.
Публикация «Формирование первичных математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
3. Развитие двигательной сферы - мускулатуры мелких мышц пальцев, в упорядоченности движений и т. д.
4. Развитие сенсорной сферы – точности и тонкости различения света, цвета, формы, звуков, оттенков речи, умения не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.
5. Эмоциональное развитие, осуществляемое в условиях богатства окружающего мира, его красочности и звуковой полифонии.
Необходимо учитывать индивидуально - психологические особенности детей, а ребёнок рассматривается как личность со всем богатством ее взаимоотношений с окружающим миром.
Вся жизнь детского сада должна обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей, реализовать в каждый возрастной период соответствующие ему формы общения воспитателя с детьми, воспитывать и формировать личность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности.
Неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольников имеют различные виды деятельности детей. Так, в игре формируются ум и чувства ребёнка, способность к творчеству в предметной сфере и общении.
Эмоционально-образное по своей природе искусство является уникальным средством развития у ребёнка эмоциональной сферы. Все воспитатели преследуют цель на протяжении школьного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Это позволит ребёнку, не потеряв интереса к учению, успешно овладеть знаниями не только в школьные годы, но и в дальнейшем.
Успех обучения на занятиях по математике во многом зависит от наличия интереса.
Познавательный интерес к математике - это избирательное, положительное, эмоционально окрашенное отношение ребёнка к математике, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Отличительными способностями развивающего образования по сравнению с традиционной системой являются:
- создание в группах благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения к детям;
- проведение большинства занятий в подгруппах с численностью 8-10 детей в каждой;
- утверждение новых форм развивающих занятий (совместное решение с детьми задач, помощь в организации совместной деятельности, свободный выбор детьми занятий, предоставление им свободы действий - работать стоя или сидя, ходить по группе, сидеть на ковре и т. д.);
- предоставление детям самостоятельности в работе по развитию игры и физическому воспитанию (эти виды деятельности выносятся за пределы занятий);
- эмоциональное насыщение занятий по изобразительному искусству.
Особое внимание воспитатели уделяют развитию познавательных способностей детей. Покажем это на материале формирования у детей первичных математических представлений. Так, содержанием программ математического развития для детей 4-х лет являются следующие разделы: свойства, отношения, числа, сохранение количества и величин, алгоритмы.
Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в самостоятельной игровой и практической деятельности, в которой он что-то сравнивает, сосчитывает, воссоздаёт, группирует и перегруппирует. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку.
В этом возрасте у детей формируются представления, содержанием которых являются:
- размеры предметов по длине, ширине, высоте, массе, глубине, объёму;
- геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;
- логические связи между группами величин, форм : низкие, но толстые, общее и различное в группах фигур круглой, квадратной, треугольной формы;
- обобщение геометрических форм по форме, размеру (отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла к предметам четырёхугольной формы и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направляется, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей у детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи, обогащать представления о закономерностях объектов, об их зависимостях по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве.
Для этого необходимо вовлекать детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, играх, а также самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.
В старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Через игры на классификацию и сериацию дети получают углубленное представление о свойствах объектов, о преобразовании предметов и геометрических фигур, не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят способы условного обозначения новых неизвестных им параметров величин и геометрических фигур.
Дети умеют обозначать знаками =, =//= отношения равенства или неравенства, зависимость между величинами, числами выражают знаками «больше», «меньше» (>, <).
В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов (стрела, стрелки, линейный и прямой разветвленный алгоритм).
Предметом особой заботы воспитателей детского сада является интенсивное развитие образного мышления детей. Интеллектуальная деятельность дошкольника осуществляется продуктивно, если одновременно и слажено развивается логическое и образное мышление. Наилучшее запоминание обеспечивается тогда, когда в восприятии участвуют все органы чувств одновременно.
Такое восприятие стимулирует творчество детей, способствует самореализации личности ребёнка.
Методика обучения и воспитания детей должна быть рассчитана на более полное использование образного мышления, на игровые методы познания окружающего мира.
Литература
1. Демидова Т. Е. Теория и практика решения тестовых задач: учеб. пособие / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких – М. : Изд. центр Академия, 2002.-127 с.
2. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет : Сценарий занятий по развитию математических представлений. - М. : Гном-Пресс, 1999.- 110 с.
3. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М. Педагогика, 2000.- 218 с.
4. Станкевич В. В. О начальном обучении решению задач / В. В. Станкевич. - Минск: Народна асвета, 1970.-208 с.
5. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач / А. Ф. Эсаулов. - М. : Высшая школа, 1972.-287 с.