Бондарева Мария
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача не только чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Как бы не менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё – необходимо всегда. В последнее время были утеряны многие общечеловеческие ценности; в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже к близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение. Именно поэтому идея патриотического воспитания становится в настоящее время очень важной задачей. Чтобы найти верный путь воспитания чувства любви к Родине, необходимо представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы дети полюбили свой детский сад. В этом заключается главная задача нас, воспитателей, педагогов сделать жизнь детей в детском саду интересной, насыщенной, запоминающейся. С этой целью мы организуем экскурсии по детскому саду, проводим различные праздники и развлечения. Двор, улица, на которой живёт ребёнок, также способствуют закреплению чувства привязанности и ощущения «собственности» (мой двор, моя улица). Но и это не происходит само по себе. Детям необходимо дать информацию об их улице : почему улица получила такое название, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как улица, на которой живёт ребёнок, связана с той улицей, на которой расположен детский сад, можно ли пройти до него пешком или надо ехать. В таких случаях привлекаем родителей к участию в исследовательской и поисковой деятельности. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников необходимо начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Именно от того, каким предстанет перед дошкольниками их родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Чтобы привить дошкольникам чувство любви к родному городу, обеспечить яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с достопримечательностями города, мы решаем следующие задачи:
Публикация «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом» размещена в разделах
организация развивающей среды группы для более целостного восприятия детьми малой Родины (создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр, подбор дидактических игр и наглядных пособий);
формирование интереса к прошлому и настоящему города, к культурному наследию своего народа;
знакомство с достопримечательностями родного города. Здесь мы также привлекаем родителей к организации экскурсий по родному городу. После подобных экскурсий и прогулок мы проводим с детьми беседы на темы «Мой город», «Моя улица», «Транспорт в городе», «Памятные места и достопримечательности нашего города», которые способствуют формированию положительного отношения к тому, что дети увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в продуктивной деятельности. Так, например, мы с детьми в аппликации и рисовании часто используем хакасский орнамент для украшения платья, рукавицы и рубахи.
развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, городу;
воспитание чувства гордости за значимых людей, в честь которых названы улицы;
воспитание бережного отношения к природе, архитектурным памятникам, сохранение красоты родного города для будущих поколений. На занятиях по познавательному развитию мы также знакомим детей с символикой нашего города : с флагом, гербом, гимном. На занятиях по ознакомлению с природой родного города дошкольники учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, заботиться о ней, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. На этом же этапе происходит знакомство с русскими народными сказками, былинами, пословицами, поговорками, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской и хакасской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают макеты памятных мест города, рисуют наиболее впечатлившие их достопримечательности. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, композиторами-земляками, гимном города. Также мы используем дидактические игры, например, «Разрезная картинка», «Сложи узор», когда детям предлагается из фрагментов изображения сложить герб, флаг города или его достопримечательности. На основе близлежащих зданий организуем сюжетно-ролевые игры «Торговый центр», «Ателье», «Салон красоты», «Поликлиника». Занимаясь формированием у детей чувства любви к родному городу, мы привлекаем родителей. Каждая семья принимает участие в конкурсе рисунков на тему «Мой любимый город», «Енисей-Батюшка». Как приятно слышать из уст ребё нка: «Это мы вместе с мамой или папой нарисовали». Также в нашей группе есть фотоальбом с фотографиями детей вместе с родителями на памятных местах нашего города. Дети очень любят рассматривать его, с гордостью рассказывая о том, где они побывали вместе со своей семьёй. Работа по воспитанию чувства патриотизма становится наиболее эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка. Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрять деятельность детей, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.
Таким образом, чувство любви к своему городу, к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, к родному краю, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.