Юля Викторовна Михнева
Конспект НОД по ПДД «Мы по улице пойдем — много важного поймем» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
5–6 лет
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Дети входят в группу и рассаживаются на стульчиках, расставленных полукругом.
БЕСЕДА
Воспитатель. : Дети, вы знаете, что люди живут в поселках, городах. Скажите, что самое главное в них?
Дети: дома, улицы, люди и т. д.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами по улице пойдем – много важного поймем. Послушайте стихотворение и догадайтесь, что мы сегодня поймем и чему научимся :
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Публикация «Конспект НОД по ПДД „Мы по улице пойдем — много важного поймем“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Когда не знаешь правил ты,
Легко попасть впросак.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Дети: как надо себя вести на улице, нужно знать правила движения и т. д.
Воспитатель: Дети, поднимите руки, кто из вас переходит улицу, когда идёт в детский сад? Дети поднимают руки.
Воспитатель: Кто помогает переходить улицу?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель. : Какие правила надо соблюдать при переходе улиц?
Выслушивает ответы детей и обобщает их: «Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, чтобы не мешать движению транспорта, на улице каждый человек должен строго соблюдать правила дорожного движения».
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
2.1. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ
Воспитатель: Отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят
Строго по порядку
И квадратными глазами
Смотрят друг на друга. (Улица)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, вы очень наблюдательны. Улица – это длинный ряд домов, между которыми проходит дорога. А квадратные глаза – это окна домов.
2.2. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ И ПОКАЗОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ «Знакомство с элементами дороги».
Воспитатель: Дорога включает в себя проезжую часть, на которой есть пешеходные переходы, и тротуар. Показывает эти части на иллюстрации.
Наш детский сад тоже располагается на улице. Какой?
Ответы детей.
Воспитатель: В каждом городе много улиц : длинных и коротких, широких и узких. Если улицы пересекаются между собой, то это место называется перекресток.
Воспитатель: На проезжей части что мы можем увидеть?
Дети: автомобили, машины, автобусы, троллейбусы, велосипеды, мотоциклы.
Воспитатель: Каким одним словом все это можно назвать? (Транспорт).
Транспорт движется где? По какой части улицы?
Дети: по улице, по дороге.
Воспитатель: А по какой части улицы идут люди?
Дети: по тротуарам.
Воспитатель: Люди идут пешком – они называются пешеходами (показывает на иллюстрации). Они должны ходить по тротуару, а когда переходят проезжую часть дороги – делать это по правилам.
По улицам в разных направлениях двигаются люди-пешеходы и транспорт. И чтобы не случилось беды, каждый из них должен двигаться, соблюдая что?
Дети: правила дорожного движения.
2.3. ФИЗКУТМИНУТКА
Мы по улице шагаем (ходьба на месте, высоко поднимая колени, размахивая в такт руками,
И ворон мы не считаем (повороты головы вправо-влево – 1 раз).
Смело мы идём вперёд,
Туда – где пешеходный переход (продолжают ходьбу на месте).
Когда дорогу перешли,
Можно и попрыгать: раз, два, три (прыжки на месте вверх с отталкиванием двумя ногами).
2.4. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ С ПОСТАНОВКОЙ ОПЫТА. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель достает куклу Незнайку.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришел Незнайка. Здравствуй, Незнайка. Почему ты такой запыхавшийся, красный, всклоченный (поправляет на кукле одежду). Почему ты опоздал на вашу встречу?
Незнайка: Ой, здравствуйте все. Я так спешил, что не обратил внимание, что на улице скользко. Вдруг вижу – совсем близко от меня едет автобус. Я думаю: «Успею дорогу перебежать – и побежал. Вдруг как поскользнусь, да как упаду! Водитель увидел это и начал тормозить, а автобус на скользкой дороге тормозов не слушается, все равно едет. Хоть и не быстро, но едет. Остановился возле самого моего носа, ещё чуть-чуть и задавил бы. Ох, и ругал меня водитель, а за что я так и не понял.
Воспитатель: Дети, за что водитель ругал Незнайку?
Дети: за то, что он перешёл дорогу неправильно, в неположенном месте.
Воспитатель: Из-за чего Незнайка чуть не попал под автобус?
Дети: Дорога скользкая, поэтому автобус не смог быстро остановиться.
Воспитатель: давайте поставим опыт. Вот две дорожки: одна – гладкая, скользкая, другая – шероховатая, сухая. Приглашает двух мальчиков и просит их одновременно прокатить машинки по эти дорожкам.
А сейчас мы посмотрим, как поедут машины по скользкой и шероховатой дороге.
Дети наблюдают.
Воспитатель: Почему машины едут так по-разному?
Дети: Потому что одна дорога скользкая, а другая шероховатая.
Воспитатель: Вот вы сами увидели, что на шероховатой дороге машина едет медленнее и ее тормозной путь короче – она быстрее остановится, а на скользкой дороге машина едет быстрее, ее тормозной путь длиннее, она не может быстро остановиться.
А что еще неправильно сделал Незнайка?
Дети: перешел дорогу в неположенном месте, там, где нет перехода.
2.5. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ И ПОКАЗОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ «Пешеходные переходы и их знаки)
Воспитатель: Переходить через дорогу можно только в специально предназначенных для этого местах.
Переходы бывают разными.
1.«Зебра» (показывает на иллюстрации) обозначена на асфальте широкими белыми полосами. Как вы думаете, почему?
Дети: Именно так окрашена зебра.
Воспитатель: «Зебру» рисуют там, где нет светофора. Этот переход обозначается специальным знаком (показывает на иллюстрации). Если пешеход идет по «зебре», то все машины останавливаются и пропускают его.
Переходить через дорогу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть, а внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.
2. На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой – это надземные переходы.
3. В крупных городах на улицах, где большое движение, пешеходные переходы делают под землёй и называют подземным переходом.
Места этих переходов указывают дорожными знаками (показывает на иллюстрации). Это знаки специального назначения, как правило, выполняются в виде прямоугольника с голубым фоном.
Пользуясь пешеходным переходом ЗЕБРА, нужно быть очень внимательным. Ведь ты будешь идти на другую сторону дороги по проезжей части улицы. Подойдя к пешеходному переходу: посмотри налево, а дойдя до середины дороги, посмотри направо, убедись, нет ли поблизости транспорта. Надземный и подземные пешеходные переходы наиболее удобны, потому что тебе не придётся выходить на проезжую часть дороги.
Незнайка, теперь тебе все понятно, что означают эти знаки?
Незнайка благодарит детей и дарит эмблемы с дорожными знаками:
• пешеходный переход
• подземный переход
• надземный переход
Дети прощаются с Незнайкой.
2.5. ИГРЫ
Воспитатель: Ребята, а можно ли играть на проезжей части и на тротуаре? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Опасно играть на проезжей части или около нее! Все игры должны быть лишь в отведенных для них местах (во дворе, на стадионе, детских площадках).
Давайте и мы с вами поиграем.
Игра на внимание «Пешеход».
Правила: дети выполняют за воспитателем движения только тогда, когда слышат слово пешеход.
Речевая игра «Скажи наоборот».
Добавьте слово с противоположным значением:
Дороги бывают разные:
длинная -… короткая
мокрая -…. сухая
шероховатая -…. ровная
узкая - … широкая
Восп. : Молодцы, дети, вы дали правильные ответы.
2.6. РАБОТА В ГРУППАХ.
ЗАГАДКИ
Воспитатель: А теперь поделитесь на группы. Каждая группа будет выполнять мои задания, и мы узнаем, как вы запомнили то, как надо вести себя на улице.
Дети делятся на 3 группы.
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, которые мы должны отгадать.
1ая группа.
Если ты спешишь в пути через улицу пройти, Там иди, где весь народ, там, где знак есть … (Переход)
2ая группа.
Ты должен твердо знать всегда: Для машин есть мостовая, для прохожих … (Тротуар)
Куда бежит – сама не знает
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнётся у порога
Что это? (Дорога)
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
1ая группа.
Объяснить надо запросто,
Будь ты мал или стар :
Мостовая для транспорта,
Для тебя … (тротуар)
2ая группа.
Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там … (дорога)
3я группа.
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись … (переход)
Восп. : Молодцы! Вы правильно выполнили все задания!
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Раздает каждому ребенку по 2 смайлика – улыбающаяся и печальная рожицы.
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось и было интересно, то поднимите улыбающийся смайлик. Воспитатель спрашивает отдельных детей, которые подняли улыбающийся смайлик: Что особенно понравилось? Что особенно запомнилось?
Если есть дети, которые подняли огорченный смайлик, то воспитатель обращается к ним с вопросом: Что не понравилось?