Романенко Оксана
Формирование нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей определяется не только хорошим физическим состоянием. Если человек совершает действия приносящие вред окружающим, общество не может назвать его здоровым. В настоящее время наблюдается дефицит нравственности. Проблема формирования нравственных качеств должна решаться с самого раннего возраста и основной акцент необходимо делать на воспитание общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития ребенка. У детей формируются нормы поведения, направленность личности, закладывается характер.
Публикация «Формирование нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Особое внимание я уделяю формированию на основе нравственных чувств этической нормы справедливости у дошкольников. Работу провожу в комбинации традиционных и нетрадиционных форм обучения. Использую в работе идеи Д. В. Антонова, который рассматривал чувства как результат обобщения нравственного опыта ребенка. Когда дошкольник, исходя из своего личного нравственного опыта, оценивает поступки, улавливая только их непосредственное значение для окружающих. Также руководствуюсь рекомендациями П. М. Якобсона и Б. Перэ по умению детей анализировать поступки сверстников. При формировании этической нормы справедливости опираюсь на опыт Т. А. Кондратович, которая рассматривала влияние эмоционально-выразительных иллюстраций на понимание детьми нравственного смысла поступков героев художественных произведений в установлении правильного эмоционального отношения к героям.
Кроме традиционных форм работы с детьми при формировании этической нормы справедливости я предлагаю использовать и нестандартные формы : проблемотерапия, опосредованная и психоэмоциональная оценки действий, цветотерапия, опорные схемы.
При описании детьми картинок, изображающих положительные или отрицательные действия, использую опорные схемы. Сначала предлагаю разработанную схему описания, а затем, совместно с ребятами мы составляем на ее основе схему, близкую им. Реализуется деятельностный подход.
Большой интерес вызывает у детей появление в группе дерева честных поступков. В конце дня, дети, совершившие честные, справедливые поступки могут прикрепить к дереву цветок. Насколько сильно «зацвело» дерево, делаем вывод о том, сколько справедливых поступков было совершено в группе за день.
Результативно используется в решении проблемы такая форма работы, как создание в группе экрана добрых дел. Ребенок делает самооценку своего справедливого и несправедливого поведения в различных видах деятельности в течение дня.
В работе с родителями я предлагаю использовать такой прием, как создание в раздевалке копилки справедливости. Если ребенок за день совершает справедливый поступок, то на его шкафчике появляется солнышко. Если же поступок несправедливый – тучка. Каждый родитель имеет возможность увидеть результат нравственных поступков своего ребенка.
Мною разработано перспективное планирование работы по формированию нравственных качеств у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Данный перспективный план рекомендуется для старшей группы детского сада.